16+
Четверг, 14 декабря 2017
  • BRENT $ 62.82 / ₽ 3682
  • RTS1141.50
1 июня 2012, 10:49 МакроэкономикаФинансыПраво

Зорькин предложил ООН контролировать мировую экономику

Лента новостей

Деятельность мировых корпораций регулируется наднациональными институтами лишь частично, указывает он

ООН должна заниматься законотворчеством в области экономических отношений, пишет председатель Конституционного суда Валерий Зорькин в статье, опубликованной в «Российской газете». Необходимо создать дополнительные институты ООН и определить их полномочия, считает судья.

Он полагает, что существующий дисбаланс между ценностями экономической свободы и социальной справедливости и «необузданной игрой суперкорпораций на глобальных рынках» не может быть отрегулирован на национальном уровне. Деятельность мировых корпораций регулируется наднациональными институтами лишь частично, хотя она влияет на глобальные экономические процессы, указывает Зорькин. По данным швейцарских ученых, около 150 транснациональных корпораций прямо или косвенно контролируют более 40% мирового богатства. Еще одним аспектом является возникновение большого числа вторичных финансовых инструментов страхования рыночных рисков, пишет он. Зорькин приводит некоторые данные: объем одного сегмента глобального рынка деривативов (кредитно-дефолтных свопов) превышает совокупный мировой валовый годовой продукт почти в 15 раз.

Председатель КС РФ оценивает создание таких институтов в ООН как безотлагательную задачу. Как говорится в статье, наступление корпораций на права сотрудников приводит к «политической радикализации все более широких общественных масс». «Это движения «Оккупируй» (Уолл-Стрит, Бонн, Рим, Мадрид и так далее), а также нарастание по всему миру волн забастовок и демонстраций протеста с экономическими требованиями», — пишет председатель КС.

Зорькин подчеркивает, что ситуацию обостряет целый пласт проблем с трудовой миграцией. «Попытки адаптировать ценностно-нормативные установки мигрантов к западному образу жизни, проводимые под знаменем «мультикультурализма», пока что нигде успехов не приносят», — констатирует он, приводя в качестве примеров французские погромы, лондонские и афинские бунты, теракт в Норвегии и успехи радикальных партий на выборах в Бельгии, Франции и Греции.

Затрагивает Зорькин и проблему влияния криминала на финансовые процессы. Согласно статистике управления ООН по борьбе с наркотиками и оргпреступностью, годовой доход криминального сектора глобальной экономики превысил 2,1 трлн долларов, большая часть которых «отмывается». Особо он выделяет проблему коррупции.

У председателя КС вызывает опасения либерализация экономического законодательства. Во время кризиса «свобода рынка», сузившая права государства по контролю за бизнесом, привела к серии корпоративных крахов и необходимости потратить огромные средства на спасение компаний, пишет он. Подобные тенденции также ведут к нарушениям принципов равного доступа к праву, указывает Зорькин. Он имеет в виду отмену или смягчение мер пресечения для бизнесменов, совершивших правонарушения, поскольку их арест угрожает крахом бизнеса. «Результатом такой «либерализации» нередко оказываются ситуации, когда мальчишка, укравший велосипед за 100 долларов, попадает в тюрьму, а криминальный бизнесмен, провернувший аферу в миллионы долларов, гуляет на свободе, заплатив тысячедолларовый штраф», — пишет председатель КС.

Что касается непосредственно России, то прошедший в сжатые сроки переход от системы уравнительного распределения к дифференцированному распределению собственности в пользу части привилегированных лиц видится населению несправедливым, полагает Зорькин. «Нелегитимность крупной собственности неизбежно проецируется на все государственные институты», — считает он. Именно это является причиной сырьевого перекоса, вывоза капитала, низкой инвестиционной привлекательности и коррупции, пишет Зорькин. Он приводит оценку российской приватизации — специалисты Мирового банка назвали ее инсайдерской — и поясняет, что это самая жесткая характеристика из всех возможных. «Стоящую сейчас перед Россией проблему легитимации крупной собственности так или иначе придется решать, причем решать не кулуарно, а в рамках широкого демократического обсуждения», — заключает Зорькин.

Вопрос о приватизации 1990-х годов недавно вновь начал широко обсуждаться на фоне новой приватизации, запланированной правительством. В феврале премьер-министр Владимир Путин призвал закрыть тему легитимности приватизации, создав для этого соответствующий механизм. По его мысли, это может быть, к примеру, разовый взнос. Путин также указал, что приватизация1990-х — один из ключевых факторов отношения общества к бизнесменам.

Партия «Яблоко» предложила определить единоразовый налог, исходя из разницы между нынешней стоимостью предприятия и ценой приобретения. Бизнесмен Михаил Прохоров предложил ввести «добровольный социальный проект», в рамках которого участники должны направить по 1% собственного дохода и 0,2% прибыли их компаний в поддержку детских домов, больниц и школ-интернатов. Он подчеркнул, что пересмотр итогов приватизации может привести к разрушению всех прав собственности в стране.

Глава Счетной палаты Сергей Степашин выразил готовность провести переоценку приватизации. По его словам, она прошла по наихудшему сценарию. Однако он подчеркнул, что массовая приватизация и даже залоговые аукционы были де-юре легитимны, поскольку все происходило по законам и указам того времени.

В начале марта Путин вновь выразил надежду на нахождение формулы, которая будет приемлема и для участников приватизации, и для общества, однако признался, что не знает, можно ли ее найти.

Рекомендуем:

  • Фотоистории