16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.30 / ₽ 8227
  • RTS1178.69
4 мая 2009, 11:19 Компании

Нефтегазовая техника боится импорта

Лента новостей

На закупку платформы «Моликпак» в рамках проекта «Сахалин-2» было списано около 1 млрд долларов. Из них России отошло лишь 12 млн, а 80% суммы было потрачено на японский металл

Прокладка нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан. Фото: ИТАР-ТАСС
Прокладка нефтепровода Восточная Сибирь - Тихий Океан. Фото: ИТАР-ТАСС

Один из крупнейших российских производителей нефтегазового оборудования, работающий также в области нефтесервиса, группа «Интегра» отчиталась о чистом убытке по МСФО в 2008 году в размере 271,9 млн долларов. В 2007 году этот показатель составил 50,8 млн. Согласно отчету компании, выручка сегмента машиностроения снизилась на 12,1%.

В «Интегре» объясняют слабые показатели спадом на мировых сырьевых рынках и люфтом между падающей ценой на нефть и компенсирующим снижением экспортных пошлин на сырье. «Мы достаточно жестко подошли к переоценке справедливой стоимости наших активов, вследствие чего отразили в отчетности существенные списания нематериальных активов, сомнительной дебиторской задолженности и запасов, — заявил президент группы компаний «Интегра» Феликс Любашевский. — На наши результаты также повлияли курсовые разницы, расторжение некоторых контрактов и аварийность, в связи с чем скорректированный показатель EBITDA оказался на уровне 162 млн долларов — существенно ниже наших первоначальных ожиданий».

С начала 2009 года по конец апреля «Интегра» подписала контракты на сумму 700 млн долларов (24,5 млрд рублей), что в долларовом выражении ниже на 29,8%, чем в аналогичном периоде прошлого года. При этом структура портфеля заказов группы изменилась: доля негосударственных компаний, не аффилированных с крупными российскими и международными нефтегазовыми корпорациями, снизилась с 23,2% до 9,5%. А в машиностроительном сегменте объем заказов сократился на 26%. В рамках оптимизации «Интегре» пришлось сократить штат на 18%, в том числе управленческий аппарат в корпоративном центре — на 30%, и перейти на 3–4 дневную рабочую неделю на некоторых предприятиях.

Недавно отчиталась по I кварталу 2009 года и крупнейшая в мире нефтесервисная компания Schlumberger. Ее чистая прибыль упала на 30% до 940 млн долларов по сравнению с 1 млрд 345 млн долларов годом ранее. Представители Schlumberger ранее объявили, что намерены сократить численность персонала на 5%.

На своих тюменских предприятиях российская дочка Schlumberger, ООО «Технологическая компания «Шлюмберже», намерена выйти на полное импортозамещение. По словам вице-президента Глеба Овсянникова, сейчас в производстве используется лишь 13% отечественных комплектующих. Овсянников не исключает, что в этом году объемы производства существенно упадут —возможно, даже на 50%.

Директор подразделения перерабатывающей промышленности шведской компании «Альфа Лаваль Поток» Надежда Бакастова прогнозирует серьезный спад в отрасли в 2010 году. Однако уже сейчас, как рассказала Бакастова BFM.ru, около трети проектов отложено на неизвестный срок. «С начала кризиса конкуренция выросла, в первую очередь это коснулось ценообразования. Упала мировая цена на металлы, соответственно у нас упала себестоимость и за счет этого мы можем снижать цены», — добавляет она.

Согласно оценке президента Союза производителей нефтегазового оборудования Александра Романихина, в целом по рынку спад спроса с начала кризиса составил около 25%. Эксперт отмечает, что сейчас востребованы в первую очередь запчасти, расходные материалы — те виды промышленной продукции, без которых нельзя работать. Гораздо меньше покупают дорогое оборудование.

По данным нефтегазовых компаний, импорт оборудования в Россию составляет около 10% от общего объема продаваемой продукции, однако в Союзе приводят цифру 30% и считают, что доля импорта будет увеличиваться. Основным импортером выступает Китай, западные компании не так активно осваивают российский рынок. Среди частных отечественных производителей нефтегазового оборудования крупнейшими являются группа ГМС («Гидравлические машины и системы»), «Римера», «Интегра» и «Кунгур». Что касается госструктур, ведущая роль отдана «Ростехнологиям», объединившим ряд заводов и иностранные представительства на Ближнем Востоке, в Северной Африке, Индии, Венесуэле, которые функционируют с советских времен.

«Наши заводы на Урале не загружены и вынуждены сокращать рабочих, конструкторов, технологов, а в это время берутся связанные кредиты, и без всяких конкурсов сюда поставляется буровое оборудование из Китая на огромные суммы. Этой политике сложно придумать разумное объяснение, — возмущается Александр Романихин. — Нефтегазовый комплекс садится на технологическую иглу — в течение длительного времени мы будем вынуждены закупать китайские запчасти, платить им за обслуживание и ремонт буровых станков».

Эксперт считает, что для насыщения рынка российским оборудованием необходимо использовать механизм лицензионных соглашений. «Если государство дает какие-то преференции нефтяникам, «Газпрому», «Транснефти», они должны брать на себя встречные обязательства по отношению к национальному производителю. Это разумно и делается во всех странах», — уверен Романихин.

По его словам, для стоящегося ВСТО (нефтепровод Восточная Сибирь — Тихий Океан) «Транснефть» закупила швейцарские нефтеперекачивающие насосы, хотя петербургский «Пролетарский завод» подготовил гораздо более дешевое предложение: «Это не компьютеры, не станции управления — это огромная металлоемкая продукция, которая станет золотой после своего попадания на Дальний Восток только за счет логистики. А «Северный поток» оснащается газоперекачивающими станциями Rolls-Royce. Говорят, они надежнее».

Больше всего импортных комплектующих используется при освоении шельфа. Александр Романихин рассказал BFM.ru, что на закупку платформы «Моликпак» в рамках проекта «Сахалин-2» было списано около 1 млрд долларов. Из них России отошло лишь 12 млн, которые получил Амурский судостроительный завод на сварочные работы, а 80% этой суммы было потрачено на закупку японского металла.

«Важно, чтобы проектирование велось нашими компаниями. Норму необходимо оговаривать в каждом конкретном проекте — на данные объемы необходимо загрузить российских подрядчиков. В этом случае будут стимулироваться КБ и импортозамещение, а иначе компании будут трудиться над обоснованием, почему надо закупить за рубежом», — резюмирует эксперт.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию