Заоблачная экономия: ритейл
Лента новостей
Главные законы бизнеса, желающего быть успешным, укладываются в несколько слов: снижение издержек и повышение доходов. Сегодня на смену сложным, кропотливым и недешевым способам достижения этих целей приходят, а у кого-то и уже пришли, простые, понятные и экономичные инструменты — виртуализация и облачные сервисы.
На простых примерах мы покажем, как современные технологии могут способствовать интенсивному развитию бизнеса. А для начала, немного фактов. В своем отчете Sizing the Cloud аналитическая компания Forrester прогнозирует, что мировой рынок облачных вычислений, в том числе публичные и частные облака, в период с 2011 по 2020 годы вырастет с 40,7 до более 241 млрд долларов. По прогнозам еще одной аналитической фирмы – Gartner — уже в нынешнем году 80% предприятий из списка Fortune 1000 будут пользоваться теми или иными облачными сервисами. Статистика основана на реальном тренде: все больше компаний понимает собственную выгоду от «витания в облаках».
Глава 1: Ритейл
Крупный ритейлер, желающий занимать не последнее место на российском рынке розничных продаж, постоянно сталкивается со множеством проблем, связанных с потребностью расширения бизнеса. На сегодняшний день основной из них, без преувеличения, является создание и поддержание в актуальном состоянии IT-инфраструктуры, которая стала краеугольным камнем в обеспечении бизнеса любой крупной компании.
Так, например, с подобными проблемами пришлось столкнуться небезызвестной на российском рынке сети розничной торговли «Связной». В связи с быстрым развитием бизнеса группы компаний, количество IT-сервисов, задействованных в ее бизнес-процессах, постоянно росло. При устаревшем подходе это означало необходимость закупки все новых и новых серверов, значительного расширения штата IT-сотрудников, усложняло администрирование серверного парка. Все это — не что иное, как новые и новые расходы.
В итоге руководство компании нашло выход. Для исправления ситуации — чтобы более эффективно реагировать на требования бизнеса и сократить затраты на обслуживание — компания построила частное облако.
В зависимости от модели потребления «облака» могут быть частными или публичными. В первом случае вычислительные мощности и программное обеспечение, установленные в центре обработки данных (ЦОДе) компании, используются всеми ее сотрудниками из всех подразделений, где бы они ни находились. В случае с публичными облаками эти же ресурсы предоставляются пользователям за фиксированную плату сторонним поставщиком. Возможен также гибридный сценарий использования IT-ресурсов: одна часть вычислительных мощностей и ПО используется из собственного ЦОД, а другая предоставляется сторонним провайдером.
Руководство IT-подразделения компании «Связной» решило внедрить облачные технологии для модернизации IT-инфраструктуры. Рассмотрев возможные решения для серверной виртуализации, было принято решение Microsoft.
«Связной» выбрал Microsoft Hyper-V по нескольким причинам, объясняет руководитель серверной группы ИТ-отдела ГК «Связной» Юрий Самохвалов. «Во-первых, его лицензирование намного выгоднее по сравнению со стоимостью других рыночных решений для той же конфигурации серверов. Во-вторых, для управления виртуальными машинами Hyper-V применяется Microsoft System Center Virtual Machine Manager 2008. Он очень похож на другие инструменты из семейства Microsoft System Center, с которыми системные администраторы компании «Связной» привыкли работать при обслуживании обычных «невиртуализированных» серверов под управлением Windows Server 2008. Наконец, функциональность Hyper-V полностью соответствовала всем существовавшим в компании требованиям», — рассказал он.
В настоящее время в облачную среду переведены система управления бизнесом и другие прикладные решения, используемые компанией. Кроме того, облако применяется для выделения тестовых инфраструктур разработчикам, которые теперь используют портал самообслуживания, входящий в решение для управления Microsoft System Center.
Как это было
Сотрудники IT-отдела компании «Связной» внедрили широкомасштабную виртуализацию и создали частное облако на базе продуктов Microsoft своими силами. Проект был реализован за два месяца — c декабря 2010 по январь 2011 года.
Как отмечает Юрий Самохвалов, не последнюю роль в проекте сыграла полная и своевременная поддержка, которую сотрудникам IT-службы «Связного» оказывали специалисты Microsoft. «Стоит отметить также предоставляемый Microsoft сервис архитектурного и стратегического проектирования — ITAP. Он помог нам определить типы приложений, виртуализация которых принесет наибольшую пользу в краткосрочной и среднесрочной перспективе. Также этот сервис помог нам спланировать стратегические инициативы по использованию облака», — рассказал он.
В ходе проекта система управления бизнесом компании «Связной» была перенесена на 30 виртуальных машин, работающих на платформе Microsoft Hyper-V. Для обеспечения высокой надежности работы критичных бизнес-приложений серверы компании объединены в отказоустойчивый кластер с единой системой хранения.
В состав используемого для управления виртуальными машинами System Center входит портал самообслуживания. С его помощью сотрудники отдела разработки смогли сами на основе шаблонов запрашивать и создать виртуальные машины, необходимые в процессе тестирования и разработки. Через портал можно сохранить мгновенный снимок виртуальной машины для быстрого возобновления работы с ней или настроить ее подключение к удаленному рабочему столу. При этом в портале отображается, какой объем ресурсов выделен данному разработчику для создания виртуальных машин.
«Использование облака позволяет компаниям снизить затраты на ИТ и повысить эффективность, – отметил Николай Прянишников, президент Microsoft в России. – Отрадно, что группа компаний «Связной» построила частное облако на базе наших технологий. Я уверен, что в будущем компания оценит и другие преимущества облачных сервисов Microsoft».
Результаты
С созданием собственного частного облака ГК «Связной» добился весьма ощутимого для экономики компании результата:
— на 30% сокращено время простоя для серверов приложений системы управления бизнесом;
— обеспечено масштабирование ряда сервисов с уменьшением времени введения в эксплуатацию новых серверов с 3-4 часов до 20 – 30 минут;
— удалось высвободить трудовые ресурсы IT-отдела и упростить работу его сотрудников;
—получилось сэкономить на закупке и эксплуатации новых серверов;
— на 15% сократилось потребление электроэнергии для серверов приложений системы управления бизнесом.
В дальнейшем в компании планируется расширять использование виртуализации. «В течение ближайших трех лет на ряду с частным облаком мы планируем попробовать модели инфраструктура/платформа/программное обеспечение как услуга (IaaS/PaaS/SaaS)», — отмечает Юрий Самохвалов.
За первой ступенью
Группа компаний «Связной» планирует планомерно расширять использования виртуализации и облачных технологий: постепенно увеличивать количество виртуальных машин для уже виртуализированных приложений параллельно с переводом некоторых сервисов с устаревающего серверного оборудования на виртуальные машины.
Виртуализация серверов — только одна из ступенек к переходу в «облака». У ГК «Связной» имеется 17 тысяч сотрудников, большинству из которых приходится работать на персональных компьютерах. А ведь виртуализация десктопов — не менее эффективный — в плане экономии и повышения удобства работы для каждого члена команды — шаг.