Банк России завел на своем сайте жалобную книгу
Лента новостей
На сайте Центробанка появился новый сервис — интернет-приемная. Предназначается он для жалоб клиентов финансовых учреждений, но воспользоваться им смогут и сотрудники банков, чтобы рассказать о нарушениях конкурентов
Центробанк на своем сайте открыл так называемую интернет-приемную. Ее посетители, заполнив несложную анкету, смогут оставить здесь жалобу на тот банк, который, по их мнению, обошелся с ними несправедливо.
Рассмотрение обращений граждан осуществляется в соответствии с федеральными законами «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» и «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», говорится на сайте ЦБ.
Форма обращения довольно проста, но банк не будет рассматривать жалобу, если в ней встретится ненормативная лексика или некорректные высказывания, если это реклама, если текст написан латиницей, если он весь из заглавных букв, не разбит на предложения. Необходимо также точно рассказать о себе: помимо ФИО, сообщить банку свой почтовый адрес. И главное, указать название банка и конкретно изложить суть своих претензий к нему, уложившись в 15 тысяч символов (вложенные файлы не принимаются).
Центробанк выступает главным органом, регулирующим деятельность российской финансовой системы, поэтом он является своего рода защитником интересов в том числе вкладчиков. И надо полагать, что запуск данного сервиса был продиктован объективными причинами, считает член правления ФГ БКС Эмиль Юсупов.
Банк России вряд ли будет отвечать на обращения граждан, содержащие, например, вопрос «Почему в таком-то банке такие высокие ставки по кредитам», полагает начальник аналитического департамента ИК «Велес Капитал» Иван Манаенко. Зато в ответ на информацию о том, что в таком-то обменном пункте такого-то банка идет махинация с курсом валюты, ЦБ, скорее всего, оперативно организует внутреннее расследование, полагает он. Поэтому, вероятно, к рассмотрению будут приниматься жалобы на конкретные банки по очень явным нарушениям. Но здесь над понимать, что в условиях довольно высокой конкуренции на российском финансовом рынке возможностью пожаловаться могут воспользоваться и конкуренты какого-то банка. Специалисты финансового рынка будут «стучать» друг на друга, так как им лучше видны даже самые мелкие нарушения законодательства и нормативных актов ЦБ, отмечает Иван Манаенко.
Помимо функции «жалобной книги», интернет-приемная позволяет запросить информацию о себе в разделе «Центральный каталог кредитных историй». Здесь содержится информация о заемщиках и сведения о бюро, хранящем такую кредитную историю.
Запрос информации о своей задолженности — это довольно удобная услуга, которая позволяет гражданину перед походом в банк за любым кредитом проверить свою кредитную историю, считает аналитик «Инвесткафе» Екатерина Кондрашова. При обнаружении каких-либо задолженностей потенциальному заемщику будут проще, зная о долге, его погасить и тем самым сэкономить время на выяснение причин отказа в новом кредите, отмечает она.
Имеется в приемной и предупреждающее объявление, в котором говорится, что ответы на жалобы не надо ждать в виде по SMS, рассылкой которых банк не занимается. Такое предупреждение сделано в связи с тем, что мошенники часто, опираясь на незнание российскими гражданами основных принципов работы финансовой системы, используют имя Центробанка и пытаются получить от клиентов банков информацию о номерах их счетов и PIN-коды банковских карт для совершения хищений денег.