16+
Вторник, 11 декабря 2018
  • BRENT $ 60.21 / ₽ 4012
  • RTS1136.50
2 ноября 2012, 10:00
Валерия Мозганова

Валерия Мозганова

О пользе правильных отношений

На докризисном рынке землесобирательство казалось грамотной стратегией: девизом того времени был призыв Марка Твена приобретать землю как товар, который больше не выпускают. Бизнес-амбиции требуют подходить к активам с позиции best use, что теперь, в изменившихся условиях, играет с лендлордами особо злую шутку: они ищут лучшее решение, потом еще более лучшее, и еще, в итоге не находят никакого и «западают» на первое попавшееся.

Конечно, экономический рационализм требует рассортировать участки по портфелям, что-то оставить про запас, что-то развивать самому, а что-то в паре с девелоперами. Но: девелоперский проект — это в среднем от 3 до 6 лет, это бесконечно и непредсказуемо меняющиеся экономическая, законодательная, нормативная и прочие ситуации, это так называемый отношенческий контракт между лендлордом и девелопером, когда на берегу можно оговорить только базовые подходы, а все остальное придется решать по ходу дела.

При таком раскладе трудно выбрать партнера, который в итоге не кинет, не проявит вероломства и сможет соблюсти все договоренности. Вот что предлагает профессор Высшей школы экономики, председатель совета директоров компании Urban Croup Александр Долгин: «Весь вопрос — в сформированной среде квалифицированных участников с репутацией, то есть, в наличии, кодифицированных (то есть, установленных) репутаций, на которые можно было ориентироваться, и которые могли бы лечь в основу доверия. Как идею, как не до конца просчитанный вариант можно предлагать, чтобы некоторые союза, объединения как с той, так и с другой стороны выдавали друг другу консолидированные гарантии того, что проекты будут доводиться до конца — и за это может отвечать, скажем так, Клуб девелоперов или, что менее вероятно, Клуб землевладельцев».

Рекомендуем:

Фотоистории

BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию