16+
Вторник, 17 июля 2018
  • BRENT $ 71.68 / ₽ 4478
  • RTS1163.11
1 ноября 2012, 00:21 Технологии

В России трагически мало бизнес-ангелов

Лента новостей

В России около 200 активных бизнес-ангелов, но нужно гораздо больше. Предпринимателям, которые хотят стать бизнес-ангелами, необходимо помогать, считает замгендиректора, исполнительный директор РВК Александр Потапов

Александр Потапов. Фото предоставлено компанией РВК
Александр Потапов. Фото предоставлено компанией РВК

Московский международный форум инновационного развития «Открытые инновации» (ММФИР) стартовал 31 октября и продлится до 2 ноября включительно. Организаторы позиционируют данное событие как равное по значимости крупнейшим российским экономическим форумам.

Организаторами ММФИР выступили «Роснано», фонд «Сколково», ГК «Внешэкономбанк», фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, а также правительство Москвы при поддержке правительства Российской Федерации. Форум проходит в столице впервые, но предполагается, что он станет ежегодным.

Наряду с другими организаторами форума, собственную программу на ММФИР представила РВК — все мероприятия объединены под общим названием RVC SmartFuture и разделены на четыре направления (или трека): SmartExpo, InvestDay, Smart People и MarketAccess.

Одна из главных составляющих трека RVC SmartFuture: InvestDay — сессии для потенциальных бизнес-ангелов.

В России финансовое и предпринимательское образование потенциальных бизнес-ангелов находится на зачаточном уровне. «Мы делаем только первые шаги в этом направлении», — рассказал в интервью BFM.ru заместитель генерального директора, исполнительный директор РВК Александр Потапов.

— Распространенное суждение: в России нет как такового института бизнес-ангелов. Фонды разных стадий есть, а вот людей, способных работать с небольшими стартапами, крайне мало. Кто может стать бизнес-ангелом?

— Людей, которые потенциально способны быть бизнес-ангелами, много. Во-первых, у нас уже есть в стране целый слой так называемых «серийных» предпринимателей, которые создали и вывели на рынок несколько успешных компаний — это отличные кандидаты. Или, к примеру, топ-менеджеры крупных компаний, для которых дальнейшее развитие карьеры в рамках своей компании невозможно в силу достижения некоего «потолка».

У них накоплено много знаний в своей индустрии, уже есть деньги, и они могут либо поискать работу в другой компании с новыми задачами, либо рискнуть и перейти в иное качество — стать бизнес-ангелами. CIO просто по роду своей деятельности должен следить за мировыми трендами, понимать, что актуально, а что нет на международном технологическом рынке. Он может передать эти знания стартапам, на так называемый рынок «открытых инноваций», где таких глубоких знаний, погруженности в тему наблюдается сейчас немного.

Часто на IT-рынке работают молодые люди, например, студенты, начинающие ученые, инженеры и преподаватели, которым не хватает знаний и опыта для того, чтобы оценить весь масштаб происходящего в мире высоких технологий, уловить глобальные тренды. Но у них есть энергия и желание для начала бизнеса. И им нужен ментор, эксперт, обеспеченный человек с бизнес-опытом, который в определенный момент скажет: «Нет, этого не делайте, это не актуально, а вот это — попробуйте». Если команда стартапа ментору понравится, он может выступить в роли бизнес-ангела, то есть поддержит проект деньгами.

— В чем сложность этого направления деятельности в России?

— Бизнес-ангелы — довольно сложный институт технологического рынка и, если посмотреть с другой, человеческой, стороны, — особая профессия. У нас таких людей, которые могут внятно объяснить, в чем специфика этой работы и где ее «подводные камни», очень мало. Мало у кого есть практические знания: как оценивать риск малых инвестиций, по каким принципам проводить оценку стартапов, с чего начинать переговоры с основателями технологических бизнесов; как вычислить, сколько давать стартаперам денег и на каких условиях, и так далее.

Бизнес-ангелом может стать любой человек. Предприниматель, преподаватель… В США их около трехсот тысяч, ими становятся уже чуть ли не зубные врачи, у которых есть потребность выгодно инвестировать свои высокие заработки. Потому что есть многовековая культура предпринимательства, доступна любая информация по этой теме. У нас такая деятельность — удел людей, которые разбираются в этом. Широко распространенного среди населения базового финансового и предпринимательского образования у нас нет, в отличие от той же Америки. И в России еще только-только появляются какие-то специализированные курсы, программы, семинары для потенциальных бизнес-ангелов. Такие, как, например, Осенний университет Национальной ассоциации бизнес-ангелов (НАБА), который проходит сейчас в рамках ММФИР.

Мы вместе с нашими партнерами хотим максимально расширить эту поляну, предоставить людям, которые хотят стать бизнес-ангелами, но не знают, как это сделать, необходимые знания, дать им возможность найти себя в этой деятельности.

— Вы собираетесь учить предпринимателей, как стать бизнес-ангелами?

— Когда дело касается бизнес-ангелов, само слово «учить» не очень подходит. Но по сути — да. В каком-то смысле, это дополнительное образование. Есть руководители предприятий, топ-менеджеры, чиновники самого различного масштаба, которые уже вложили деньги в традиционные финансовые инструменты, но желаемой доходности не получили. Либо им стало просто скучно. Либо они могут и хотят поделиться не только деньгами, но и знаниями.

Все-таки бизнес-«ангельство» — это, в первую очередь, так называемые Smart Money. Стартап изначально ожидает от бизнес-ангела не денег, хотя и они важны, а связей, компетенций, навыков корпоративного управления, которые человек с опытом может привнести в стартап. В отличие от инвесторов, которые просто дают деньги, и через год приходят и спрашивают, что с ними стало, бизнес-ангел сопровождает стартап в качестве старшего товарища, наставника.

— Некоторые молодые команды прекрасно знают, к чему стремиться, им нужно только дать денег и не мешать. Так ли необходимо такое сопровождение?

— Для российского рынка это необходимо. В США мы встречались с таким типом бизнес-ангелов, которые делают множество микроинвестиций в разные компании, по сути, надеясь на свое чутье, рыночные тренды и на удачу. Предполагается, что большинство компаний, в которые они вкладываются, в общем-то, сами неплохо разбираются в рыночных тенденциях и не дадут прогореть ни себе, ни деньгам бизнес-ангелов. Поэтому с такими стартапами, по сути, делиться компетенциями нет необходимости. К тому же в Америке есть множество бизнес-акселераторов, в которые стартап может пойти, найти там и связи, и опытных помощников. В общем, бизнес-ангел для такого стартапера — не единственный «свет в окошке». Он является источником денег, и, отчасти, некоторых связей, знакомств, которые помогут выйти на рынок.

У нас микроинвестиции — иногда их еще называют предпосевными инвестициями — чаще всего делает некий меценат, поверивший в людей, которые к нему пришли и сказали: «У нас есть прекрасная идея, пожалуйста, дайте денег». И иногда, действительно, их получают. Бизнес-ангелов у нас трагически мало, и это при том, что они являются абсолютно необходимым звеном в венчурной экосистеме, потому что фонды за микроинвестиции практически не берутся — это не их задача, это для них не очень выгодно и не очень понятно. Кто-то данную нишу должен заполнить.

— Кто именно?

— Скажем, фонды очень раннего посева, или предпосевные фонды. С другой стороны, в РВК, например, есть фонд посевных инвестиций (ФПИ), но все-таки совсем уж микроинвестициями он не занимается. Есть фонд Бортника [Фонд содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, BFM.ru], но его деятельность больше касается научных разработок, НИОКР, финансирования «научных команд». А за стартапами часто нет никакой научной новизны, есть лишь идея и желание ее реализовать или, что уж тут скрывать, скопировать хорошо работающую западную модель и запустить ее на российском рынке. Но инвестору, это, в принципе, может быть и неважно — довольно часто инвестор и не хочет никаких инноваций, ему просто нужен возврат денег с прибылью много выше среднерыночной.

Инвесторы хотят почувствовать вкус денег

— Как вы сами относитесь к модели копирования успешных западных проектов?

— Двойственно. В общем и целом, как человек, работающий в РВК, — отрицательно. Мы поддерживаем много программ, которые нацелены на форсирование коммерциализации научных разработок. То есть мы не поддерживаем науку напрямую, потому что это, в основном, дело Министерства образования и науки, но, тем не менее, поддерживаем коммерциализацию научных и технологических достижений. Мы хотим, чтобы команды ученых находили предпринимателей и делали проекты, которые выходили бы на рынок открытых инноваций, становились стартапами, привлекали деньги и так далее.

Это с одной стороны. С другой, — мы прекрасно понимаем, что инвесторы сейчас хотят почувствовать вкус денег, как, впрочем, и стартапы. А быстрее всего развиваются проекты в отрасли IT и Интернет. Для понимания принципов венчурного инвестирования, того, как работает этот рынок, возможно, рынок скопированных западных проектов не так уж и плох — в качестве пробного — как говорится, для разгона. Знаете, как у ракеты есть ступени: вот в качестве первой ступени, которая должна отвалиться после того, как ракета выйдет на заданную скорость, это неплохо. Когда рынок разгонится, он может зацепить и какие-то более сложные, наукоемкие области: clean tech, biotech — то, во что сейчас наши инвесторы вкладывать не торопятся, потому что эти рынки менее понятны, более рискованны, деньги там более длинные и более объемные. По сравнению с рынком biotech, рынок интернет-консьюмеров денег практически не требует.

— Может быть, biotech — это вовсе не вотчина бизнес-ангелов? В интернет-проектах легче разобраться, по крайней мере, внимательно отслеживая западный рынок.

— Пожалуй, так. Бизнес-ангелов, хорошо разбирающихся в этой теме, единицы. Мы рассчитываем, что бизнес-ангелы будут выступать в качестве экспертов по корпоративному управлению и в качестве источника Smart Money. Если же у них есть более глубокие знания в какой-то научной сфере, отраслевые компетенции, помимо IT и Интернета, — это прекрасно.

— Какие вопросы, касающиеся развития сферы бизнес-ангелов в России, обсуждаются на ММФИР?

— Этому посвящено несколько сессий. Обсуждаются принципы оценки стартапов, есть блок о том, как планировать бизнес-ангельскую активность: например, что лучше, быть самостоятельным бизнес-ангелом или войти в какой-то синдикат и передать деньги в доверительное управление профессионалу. Будет несколько принципиально важных круглых столов, посвященных темам планирования, «подводным камням» бизнес-ангельской деятельности, будущему бизнес-ангелов в России. Будут обсуждаться конкретные практические вопросы, к примеру: на каком этапе можно брать деньги у венчурного фонда; на каком этапе передавать стартап для дальнейшего финансирования; до каких пор стоит «выращивать» стартап, чтобы поднять его оценку; на каких условиях стоит договариваться с фондом и т.д.

В «Инвест-дне» еще много интересного, сессии будут посвящены не только бизнес-ангельству, но и венчурному инвестированию вообще. Можно будет услышать много полезного об опыте больших российских и западных фондов. И поскольку у фондов часто есть отраслевая специализация, мы будем обсуждать реалии и перспективы деятельности фондов в привязке к конкретным областям.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию