Египет на грани новой революции
Лента новостей
За последние дни в Египте десятки человек погибли и сотни ранены. В некоторые населенные пункты введены войска, в том числе и танки. Демонстранты вновь заняли центральную каирскую площадь Ат-Тахрир
Самое большое кровопролитие произошло в субботу в Порт-Саиде. Беспорядки, в результате которых погибло 22 человека, вспыхнули после вынесения смертного приговора футбольным болельщикам, которых обвиняли в погроме на стадионе в феврале прошлого года. Это наложилось на протесты, которые начались днём ранее — в годовщину революции. В них десять человек погибло, а сотни были ранены. И протесты продолжаются.
Говорит египетский генерал в отставке, военный эксперт Хоссам Суиллем: «Сейчас все это напоминает революцию двухлетней давности. Демонстрации идут по нарастающей. Между силами полиции и демонстрантами были стычки. И в Александрии, и в Порт-Саиде, и в Суэце, и в некоторых других местах Египта. Большинство народа выступает против «Братьев-мусульман», они хотят полностью изменить текущую ситуацию. Потому что она возникла вопреки воле народа. Однако ситуация теперь несколько успокоилась».
Исламизм или нет — это всё внешняя оболочка. Рост недовольства не имеет отношения к идеологии. Складывается квази-революционная ситуация. Фактически происходит поиск пути развития дальнейшего Египта.
«Все понимают, что есть две альтернативы. Первая — установление диктатуры, номинально исламской, все равно чисто египетская диктатура, т.е. «Братья- мусульмане» упрочивают свои позиции во власти, затыкают глотку всем своим оппонентам. И через какое-то время эта диктатура превращается в банальную копию мубараковской диктатуры. Братья так же берут взятки, такие же провалы в экономике. Если ты член правящей «Партии справедливости», или твой дед член «Братьев- мусульман» с 28 года, то тебе привилегии», — объясняет доцент кафедры всеобщей истории РГГУ Сергей Серёгичев.
У нынешней коллизии три составляющие. С одной стороны, — интеллигенция, студенчество, средние слои населения, которые и совершили революцию двухлетней давности. Второй слой — военные, которые при Мубараке были настоящей правящей элитой, а сейчас у них абсолютно непонятное положение. Они и не правящая, и не оппозиционная элита, а словно находятся в каком-то вакууме. Третья группа — это именно исламисты у власти. Они пребывают в состоянии жесткого клинча со своими оппонентами из числа вышеперечисленных групп. При всем при том, что к власти они пришли вполне демократическим путем, основа их электората — бедное малообразованное население юга страны. Опора не слишком стабильная.