16+
Понедельник, 16 июля 2018
  • BRENT $ 71.98 / ₽ 4485
  • RTS1180.64
15 июня 2009, 11:49

Мир экономит с помощью видеоигр

Лента новостей

Мировые производители видеоигр рассчитывают, что кризис позволит им продавать даже больше, особенно недорогой продукции, чем в прежние годы. В России ситуация иная: отечественные геймеры, когда нет денег, используют пиратские копии

Компьютерные игры всегда будут востребованными. Фото: AFP
Компьютерные игры всегда будут востребованными. Фото: AFP

Несмотря на вызванное общим спадом снижение потребительской активности, производители видеоигр не ожидают существенного падения доходов от продаж. В подтверждение этого Reuters приводит мнение Штрауса Зельника, представителя компании Take Two, занимающейся разработкой компьютерных игр: видеоигры даже стоимостью свыше 50 долларов останутся востребованными, поскольку в период отпусков потребители будут стараться найти как можно более дешевые способы развлечения. В результате количество людей, играющих в видеоигры, может увеличиться с нескольких сотен миллионов до одного миллиарда, прогнозирует гендиректор Electronic Arts Джон Ричителло.

Несмотря на оптимистические прогнозы, текущая ситуация на этом рынке, ежегодный объем которого оценивается примерно в 30 млрд долларов, характеризуется спадом. По данным отчета компании NPD Group, в апреле продажи в индустрии видеоигр США снизились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 17% — до 1,03 млрд долларов. Отрицательная динамика наблюдается во всех сегментах рынка: продажи программного обеспечения упали на 17% — до 792,83 млн долларов, игровых устройств — на 18%, до 455,55 млн долларов, аксессуаров — на 15%, до 185,67 млн долларов.

Российский рынок ведет себя аналогично. Более того, в начале года некоторые специалисты прогнозировали падение рынка продаж лицензионных компьютерных игр до 90%. К счастью, столь мрачные предположения не оправдались. «Снижение продаж игровых и мультимедийных продуктов, выпущенных «1С», составило в январе-апреле 2009 года 32% в рублях», — говорит руководитель отдела продвижения экономических программ «1С» Алексей Харитонов. По его словам, это связано не только и не столько с понижением спроса со стороны конечных потребителей, сколько с проблемами каналов сбыта.

Попросту говоря, розничные сети, которым стало сложно привлекать банковские кредиты, не спешат расплачиваться с поставщиками. «В нашей собственной розничной сети «1С: Интерес» удалось сохранить положительную динамику роста выручки в рублевом исчислении: за первые четыре месяца продажи в магазинах сети выросли на 18%, в мае продажи выше апрельских», — приводит аргумент в защиту этого тезиса Алексей Харитонов.

Таким образом, производителям игр и ПО, не имеющим собственных сетей, о положительной динамике мечтать не приходится. «Если на начало кризиса сокращение отгрузок было связано с адаптацией сетей распространения к новым условиям, то сейчас можно уверенно констатировать заметное падение и покупательского спроса. В начале года падение продаж было достаточно заметным (около 15%), сейчас снижение спроса усугубляется за счет сезонного спада, ведь ни для кого не секрет, что лето — это «мёртвый» сезон для русского рынка PC игр», — говорит глава PR-департамента компании «Новый диск» (издатель и дистрибутор компьютерных игр и ПО) Георгий Добродеев.

Представитель «Нового диска» также отмечает, что в целом на рынке наблюдается тенденция по смещению покупательского спроса в более дешевый сегмент компьютерных игр: «Из-за резкого изменения курса рубля в конце прошлого года цены на западные локализованные игры выросли. Одновременно с этим начал активно развиваться сегмент недорогих игр». В среднем одна копия лицензионной игры в экономичной упаковке стоит в магазине от 250 до 500 рублей, но в распродажных корзинах игру можно купить за 80-90 рублей.

В общем, если в западном мире люди отказываются от кино в пользу видеоигр, то у нас отказываются от видеоигр в пользу бесплатного телевидения или пиратских продуктов. «В связи с сокращением покупательской способности населения, а также в связи с ростом пиратства многие пользователи, особенно в крупных городах, где развиты сети широкополосного доступа в Интернет, предпочтут скачать пиратскую игру, а не покупать ее», — подтверждает аналитик УК «Финам Менеджмент» Анна Зайцева.

Именно с этим, по мнению аналитика, связано неизбежное в этом году замедление динамики роста рынка компьютерных игр. Согласно прогнозам, по итогам 2009 года он не превысит 10-15%, тогда как в прошлом году его объем (включая казуальные и онлайн-игры) увеличился на 50% — до 600 млн долларов.

Впрочем, существенного сокращения самого объема рынка эксперты не ожидают, и вот по каким причинам, поясняет Анна Зайцева: «С одной стороны, за счет того, что покупка игр не имеет большого веса в потребительском бюджете, с другой, в силу того, что этот сегмент даже в чем-то выигрывает от кризиса, когда растет спрос на доступные по цене развлечения».

Как бы то ни было, и российские, и зарубежные разработчики оптимизируют расходы на производство, закрывают студии, стараются вкладываться в развитие наиболее востребованных видеоигр, зачастую отказываясь от создания новых. «Наш текущий бюджет на развитие сократился в этом году на 120 млн долларов, — цитирует слова гендиректора компании-разработчика игр THQ Брайана Ферелла Reuters. — Но мы сконцентрировали наше внимание на создании нескольких первоклассных игр».

«Мы развиваем новое направление — продажу видео-DVD, ищем новые решения в маркетинге, сокращаем малоприбыльные или рисковые проекты (например, такие, как собственная разработка)», — рассказывает Георгий Добродеев, в то же время отмечая, что за счет запуска новых проектов компания рассчитывает пережить экономический спад.

«Было сокращено некоторое количество проектов по разработке игр, но большая часть продолжает финансироваться», — отмечает Алексей Харитонов. Помимо этого «1С» удалось оптимизировать ряд издержек, в частности за счет более тесного сотрудничества с издателем игр «СофтКлаб»: компании приняли решение объединить усилия в дистрибуции, издании и локализации видеоигр, а также в других направлениях. «Мы сократили более 10% логистических издержек. Раньше между нашими компаниями был большой товарооборот — «СофтКлаб» был крупным оптовым клиентом «1С», а «1С» – крупнейшим клиентом «СофтКлаба», а теперь у нас общий склад», — рассказывает Харитонов. В перспективе компании, как уже сообщал «Коммерсантъ», вообще могут слиться.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию