16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
7 июля 2009, 08:02 Макроэкономика

Россия потеряла на угле 3,2 млрд долларов

Лента новостей

Более 80% российского угольного экспорта проходит через оффшорные схемы, подсчитали в Счетной палате. Это означает, что только в прошлом году из России могло быть выведено не менее 3,2 млрд долларов

Российский уголь поступает за границу как иностранный. Фото: Xavier Ceccaldi/flickr.com
Российский уголь поступает за границу как иностранный. Фото: Xavier Ceccaldi/flickr.com

Более 80% российского угольного экспорта проходит через оффшорные схемы. К такому выводу пришли эксперты Счетной палаты (СП) после проверки организации таможенного контроля при перемещении через границу России угля и угольной продукции, формирования контрактных цен, правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты таможенных платежей в 2008 году и первой половине 2009 года.

При этом 80% российского угля, который проходит через оффшорных контрагентов, реализуется по заниженным ценам — различие с мировыми может составлять от 30% до 54%. «В результате значительные финансовые средства, полученные от реализации угля, аккумулируются на счетах компаний.. .в оффшорных зонах, а российский бюджет теряет значительную часть налоговых доходов», — утверждается в отчете Счетной палаты.

«Если цифры, приведенные Счетной палатой, верны, то за счет оффшоров при экспорте угля в прошлом году из России могло быть выведено не менее 3,2 млрд долларов», — утверждает эксперт департамента оценки «2К Аудит – Деловые консультации» Ирина Воробьева.

Экспортными продажами «Мечела» занимается компании «Мечел Трейдинг АГ» и компании «Мечел Интернэшнл Холдингс АГ», «Конарес Холдинг АГ», «Мечел Карбон АГ», зарегистрированные в Швейцарии. Эксклюзивным экспортным трейдером «Кузбассразрезугля», другого значимого российского экспортера, является компания Krutrade AG. Крупнейший в России угольный экспортер ОАО «СУЭК» осуществляет экспортные поставки через дочернюю компанию в Швейцарии SUEK AG. В «Распадской» категорически отрицают, что работают через оффшоры. «Все наши компании зарегистрированы в России, в Кемерово и платят налоги там», — заявил BFM.ru заместитель гендиректора по стратегическому планированию угольной компании Александр Андреев. В компании СУЭК от комментариев отказались.

Всего, по данным СП, за прошедший год в России было добыто и произведено 326,1 млн тонн угольной продукции, а на экспорт пошла почти треть — 100,4 млн тонн.

Причин у такого положения дел две, полагают эксперты СП. Во-первых, в России отсутствует «действенный механизм контроля над количеством вывозимого за пределы таможенной территории Российской Федерации товара». «Спецификой экспорта угля является применение порядка временного декларирования, в соответствии с которым допускается заявление сведений, исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества российских товаров в течение определенного периода времени», — поясняется в отчете.

Вторая причина заключается в том, что российские таможни не проводят экспертизы экспортируемого угля, не контролируют «вопрос о характеристиках товара, непосредственно влияющих на стоимость».

Выводы Счетной палаты не отличаются оригинальностью. Во всех отраслях стараются оптимизировать расходы, в том числе — налоговые отчисления. Большинство компаний делает это по легальной схеме, говорит эксперт ИФД «Капиталъ» Павел Шелехов. «Такая схема наверняка есть практически у каждого угольщика — как правило, это либо зарубежный партнер, либо трейдинговая компания, — поясняет эксперт. — Вероятно, что к оффшорным схемам прибегают и российские металлурги. Скорее всего, эксперты Счетной палаты, озвучивая свои данные по оффшорам, говорят о структурах, аффилированных с российскими угольщиками не напрямую».

«Мы все помним высказывания Владимира Путина в адрес «Мечела», в основе которых лежали нерыночные условия реализации угля на внешних рынках. К каким последствиям приведет это расследование СП пока неясно. Максимум — угольные компании обяжут перевести все свои поставки «в белую», — говорит Павел Шелехов.

Напомним, летом 2008 года российский премьер раскритиковал ценовую стратегию «Мечела»: «В первом квартале текущего года компания продавала сырье за границу по ценам в два раза ниже внутренних, а значит, и мировых. А маржа где в виде налогов для государства?» — поинтересовался тогда премьер-министр. После этого ФАС обязала «Мечел» снизить цены и наложила оборотный штраф примерно на 800 млн рублей.

Значительно более ощутимые потери после критики сверху «Мечел» понес на фондовом рынке: котировки компании на Нью-йоркской фондовой бирже и в РТС рухнули на 37,61% и 45% соответственно, капитализация компании упала на 5 млрд долларов.

Скорее всего, угольной отрасли такое не грозит, полагает эксперт «2К Аудит» Ирина Воробьева: «Формально угольные компании действовали в рамках закона. Впрочем, нельзя исключать, что государство решит устроить показательный процесс по данному вопросу. Однако в нынешних условиях вряд ли правительство будет давить на отрасль. Счетная палата уже сообщила, что проблема в таможенном законодательстве, и именно над решением этого вопроса сегодня и стоит задуматься правительству».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию