16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.26 / ₽ 8116
  • RTS1167.92
29 мая 2014, 17:10 Технологии

Падение «Протона»: случайность или умысел

Лента новостей

Межведомственная комиссия рассматривает четыре версии падения ракеты-носителя «Протон-М». Все версии связаны с нарушениями работы рулевого двигателя третьей ступени ракеты. Однако некоторые специалисты не исключают человеческий фактор как одну из причин аварии

Фото: ИТАР-ТАСС

Падение «Протона-М» 16 мая могло быть неслучайным: причиной аварии ракеты-носителя мог стать саботаж. Такой версии придерживается первый заместитель гендиректора ЦНИИмаша Александр Данилюк. Несмотря на ранее озвученные предположения об отказе двигателя третьей ступени, специалист не исключает версию «преднамеренного саботажа». Аналогичного мнения придерживается научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев.

Иван Моисеевруководитель Института космической политики Теоретически такое возможно, потому что это единичное производство, очень сложное. Очень многие операции по технологическому циклу не контролируются. То есть, все на ответственности работающего. Учитывая некоторую социальную напряженность в обществе, по сравнению с тем, что раньше было — более или менее единые цели в космосе были— сейчас, например, уже могут появиться люди, которые могут что-то подсыпать не туда или просто недокрутить гайку. Скажем, на Западе система контроля много лучше нашей, но от диверсий она тоже не застрахована.

На заявления о возможности преднамеренной ошибки отреагировал вице-премьер Дмитрий Рогозин. По словам политика, говорить о причинах аварии «Протона» пока рано, в равной степени, как и «мучить общество» предположениями.

Позднее в Роскосмосе пояснили, что комиссия не располагает данными о саботаже. А версия аварии, связанная с человеческим фактором и намеренным нарушением процедур запуска, — не более чем стандартная процедура. По мнению эксперта по космической политике Юрия Караша, возможность саботажа крайне мала, однако в процедурах Роскосмоса нет ничего неестественного.

Юрий Карашэксперт по космической политикеЯ считаю, что межведомственная комиссия должна рассмотреть самые вероятные и даже невероятные причины, которые могли привести к катастрофе ракеты-носителя «Протон». Поэтому в том, что она рассматривает версию саботажа, нет ничего неестественного. Но я считаю, что вероятность какой-либо диверсии при сборке ракеты-носителя не более 1%, а 99% — это совершенно обычное разгильдяйство, безответственность. Вот это главные причины, которые погубили ракету-носитель. Действительно, рано пока указывать на кого-либо конкретно пальцем. Надо, действительно, определить, что конкретно произошло, и почему в рулевых двигателях «Протона», в топливной системе этих двигателей, внезапно в 15 раз упало давление. Насколько я знаю, это было озвучено.

По словам Александра Данилюка, комиссия оставила для рассмотрения четыре версии аварии. Все они связаны с работой рулевого двигателя третьей ступени. На заводе имени Хруничева комиссия нарушений не выявила. Стартовавшая 16 мая ракета-носитель «Протон-М» сгорела в плотных слоях атмосферы. В результате аварии был утрачен самый мощный телекоммуникационный спутник России.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию