16+
Четверг, 8 декабря 2016
  • BRENT $ 53.38 / ₽ 3375
  • RTS1066.75
9 июля 2014, 15:57 Компании

«В 2013 году по Восточному нефтепроводу было поставлено порядка 36 млн. тонн»

О нефтепроводе Восточная Сибирь – Тихий океан, по которому поставки идут как на внутренний рынок, так и на экспорт, в страны Азиатско-Тихоокеанского региона в интервью заместителем вице-президента ОАО «АК «Транснефть» Игорь Кацалом.

Игорь Кацал, заместитель вице-президента ОАО «АК «Транснефть». Фото: пресс-служба
Игорь Кацал, заместитель вице-президента ОАО «АК «Транснефть». Фото: пресс-служба
Игорь Николаевич, восточное направление является премиальным для нефтяников. В перспективе будет ли им достаточно мощности нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан или же спрос на доступ к нему будет расти после увеличения пропускной способности Восточного нефтепровода?
Игорь Кацал: Поясню, что здесь имеется в виду под понятием «премиальное». Это направление является премиальным по сравнению с другими направлениями экспорта. На сегодняшний день компания «Транснефть» транспортирует нефть на экспорт по шести направлениям: через порт Приморск, через порт Усть-Луга, трубопроводом «Дружба» в Европу, через порт Новороссийск, пятое направление – Казахстан (через Омск, Павлодар и далее в Китай) и шестое, восточное направление – нефтепровод Восточная Сибирь – Тихий океан.

Если усреднить цену реализации нефти на всех западных направлениях и сравнить ее с ценой продажи на ВСТО – независимо от того, поставляется ли нефть в Китай по ответвлению Сковородино – Мохэ или же идет на порт Козьмино, – разница составляет от тысячи до полутора тысяч рублей за тонну. Я не говорю о контрактных ценах, а имею в виду исключительно разницу между средними ценами поставки.

Отмечу, что эта премия обоснована. Потому что основной объем нефти, которую мы экспортируем по пяти из указанных направлений – четыре западных маршрута и одно направление через Казахстан на Китай, – это в основном сернистая нефть. Тогда как по ВСТО идет нефть малосернистая, с высоким содержанием светлых фракций. Она лучше по качеству.

Поэтому можно сказать, что потребитель сам формирует цену этой нефти на таком уровне и готов платить на полторы тысячи рублей больше, чем, например, на западном направлении. Вот что такое премиальное направление в данном случае.

Повторю, что весь объем, который мы на сегодняшний день качаем по ВСТО, – это нефть хорошего качества, которая дает премию российским нефтяникам. В 2013 году по Восточному нефтепроводу было поставлено порядка 36 млн тонн, из них чуть более 15 млн тонн ушло через ответвление на Китай и чуть больше 21 млн тонн – в направлении порта Козьмино.

В ОАО «АК «Транснефть» планомерно реализуется программа по увеличению пропускной способности ВСТО до 80 млн тонн. Нефтепровод востребован как потребителями в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и российскими нефтяниками, которые хотят поставлять на восток, им это выгодно.

При этом очень важно сформировать такой баланс мощностей внутри системы магистральных нефтепроводов, чтобы развитие и расширение пропускной способности все-таки было синхронизировано с добычей в этом регионе, с возможностями нефтяников. Пока, к сожалению, нефтяники отстают.

То есть 80 млн тонн они не могут сейчас закачать в трубу?
Игорь Кацал: 80 млн тонн – это объем, который мы пока видим в очень далекой перспективе, и, возможно, мы не обойдемся ресурсами только новых месторождений. Я имею в виду месторождения, которые располагаются в районе прохождения ВСТО. Например, это Куюмбинское и Юрубчено-Тохомское месторождения на севере Красноярского края, чья нефть должна будет прийти в Тайшет – начальную точку ВСТО. Это также новые месторождения Западной Сибири, которые станут ресурсом для нефтепровода Заполярье – Пурпе. Даже все эти продекларированные новые месторождения пока с большой натяжкой дают этот объем.

Подчеркну, что нам надо очень грамотно сбалансировать, развивать восточное направление и привязывать эту работу к состоянию ресурсной базы для того, чтобы резко не ухудшить качество нефти на западе. Восточное направление – как мы предполагаем, 80 млн тонн – это легкая нефть высокого качества, и оно у нас уже сформировано не просто как премиальное с точки зрения экономики, но и в плане качества – это малосернистый поток. Повторю, здесь необходимо грамотно и взвешенно подходить к вопросам транспортировки больших объемов, чтобы не обрушить качество нефти на западных направлениях.

А в западном направлении тоже можно увеличить объем поставок? Там качество нефти хуже…
Игорь Кацал: К сожалению, все месторождения, добыча на которых началась давно, в 1950–60-е годы, уже достаточно выработанные и дают высокосернистую нефть. Чем старше месторождение, тем тяжелее нефть и хуже её качество, никуда не денешься. Молодые месторождения дают нефтяникам возможность сдавать в систему более легкую нефть, с бóльшим содержанием светлых фракций, тогда как все западные месторождения, к сожалению, на сегодняшний день в состоянии большой степени выработки.

В связи с этим нам нельзя в одностороннем порядке разрабатывать программу формирования хорошего качества нефти для восточного направления. Очень важно, повторю, не обрушить качество на западных направлениях. Этот фактор обязательно учитывается нами при формировании объемов поставок на восток.

Что касается транспортных мощностей, то мы стараемся немного опережать нефтяников и пока этого достаточно.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории