16+
Среда, 19 сентября 2018
  • BRENT $ 78.81 / ₽ 5309
  • RTS1123.03
14 августа 2009, 08:27 Технологии

Сотовые операторы выезжают за счет SMS

Лента новостей

В долларовом выражении доходы сотовых операторов от предоставления дополнительных услуг падают. Стагнация в сегменте мобильного контента вызвана падением продаж рингтонов и платного видео-контента. Основной доход по-прежнему генерируют SMS

Набор sms-сообщения. Фото: Евгения Мангутова/BFM.ru
Набор sms-сообщения. Фото: Евгения Мангутова/BFM.ru

Доходы сотовых операторов от предоставления дополнительных услуг (VAS, Value Added Service) достигли по итогам первого полугодия 55 млрд рублей, а по итогам года прогнозируется выручка в 98 млрд рублей (в долларах ожидается снижение на 20% — до 2,95 млрд по сравнению с 2008 годом). Такие данные в своем отчете приводят эксперты компании J'son & Partners (J&P). Основными драйверами роста рынка станут мобильная коммерция и доступ в Интернет.

Большая часть выручки от допуслуг (83,3%) пришлась на операторов «большой тройки» — МТС, «Вымпелком» (предоставляет услуги сотовой связи под брендом «Билайн») и «МегаФон».

Основным драйвером роста рынка VAS-сервисов по-прежнему остаются SMS-услуги: это направление принесло операторам более 50% всех доходов. Контент-услуги (включая мобильную коммерцию) и доступ в Интернет занимают в общих доходах практически равные доли — 22,6% и 22,5%, соответственно. При этом использование абонентами мобильных интернет-услуг растет, особенно в регионах, где эта услуга является зачастую безальтернативным вариантом доступа в Сеть. Явно эта тенденция видна в тех субъектах РФ, где операторы «большой тройки» запускают сети третьего поколения (3G).

Сами операторы утверждают, что после запуска 3G их трафик увеличивается,как минимум в 3-5 раз, отмечает в отмечает в интервью BFM.ru аналитик IKS-Consulting Юлия Федорова. Она напоминает, что в регионах проникновение интернет-услуг все еще не так высоко, как в Москве. Согласно отчету ФОМ и REAL-IT, около 28% населения России старше 18 лет пользуется Интернетом дома.

«Не во всех крупных городах у потребителя есть возможность пользоваться высокоскросостной выделенной линией, не говоря уже о небольших городах и поселках. При этом региональный абонент платит существенные деньги за доступ к Сети на достаточно низких скоростях. Поэтому не удивительна его готовность платить за мобильный интернет деньги, сопоставимые с тем, что он тратит на услуги Интернет-провайдеров», — говорит Федорова.

Региональные различия в уровне затрат на Интернет очень значительны: если в Магаданской области ежемесячно за доступ к Интернету пользователи платят в среднем в 1030 рублей, то в Москве — всего 516 рублей. Однако, по данным на конец апреля, мобильные устройства для выхода в Интернет используют 32,5 миллиона человек, а к концу 2009 года уже 50% всего мобильного трафика будет передаваться по 3G-сетям.

Рост пользования интернет-услугами стимулирует увеличение объемов такого сегмента, как мобильная коммерция, отмечают эксперты J&P. «У роста этого рынка много причин, — отмечает в интервью BFM.ru управляющий директор контент-провайдера i-Free Кирилл Петров. — Рост проникновения Интернета в России, появление все большего количества сайтов, использующих монетизацию с помощью мобильных микроплатежей, появление новых моделей мобильной коммерции у операторов и инструментов тарификации». Он приводит в пример недавно запущенную модель «Билайна» или планируемые к запуску модели «МегаФона» и МТС, которые позволят оплачивать офф-лайновые услуги, такие как билеты в кино, штрафы и т.п.

Впрочем, далеко не все VAS-услуги демонстрируют рост. Так, стагнация в сегменте мобильного контента, вызвана, в первую очередь, стремительным падением продаж рингтонов и платного видео-контента. Эксперты также отмечают падение темпов роста выручки от продаж RBT (Ring Back Tone — музыка, звучащая при звонке на сотовый телефон вместо гудка — BFM.ru).

По прогнозу J&P, по итогам 2009 года доходы по VAS снизятся в долларовом выражении до 2,95 млрд, с 3,8 млрд — в 2008-м. А в рублевом эквиваленте, наоборот, вырастут на 4% — до 98 млрд. Данные прогнозы исследователи делали с учетом нынешних экономических реалий: снижением платежеспособного спроса, а также случившейся в конце 2008 года девальвацией рубля, которая не сопровождалась ростом рублевых цен на дополнительные услуги связи.

Участники рынка в целом согласны с прогнозами J&P. «Рынок продолжит расти в целом ряде направлений, в первую очередь в сфере RBT и мобильной коммерции, а также услуг на базе подписной модели. Однако надо помнить, что средний курс в прошлом году был около 25 рублей за доллар, по итогам 2009 он составит не менее 32 рублей за доллар. Чтобы «догнать» долларовую оценку рынка аналитиками, в рублевом эквиваленте рынку необходимо вырасти более чем на 20%, а это маловероятно в период кризиса», — рассуждает Петров.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию