16+
Воскресенье, 20 августа 2017
  • BRENT $ 52.86 / ₽ 3119
  • RTS1027.85
24 июля 2014, 11:58 Компании

«Компания «Транснефть» все-таки была первопроходцем в этих дебрях тайги»

Лента новостей

О расширении нефтепровода Восточная Сибирь –Тихий океан «Транснефти» и строительстве газопровода «Сила Сибири» «Газпрома». Есть ли перспективы для взаимодействия в рамках этих проектов нефтетранспортников и газовиков, учитывая, что их география совпадает? На вопросы Business FM отвечает Алексей Сапсай, вице-президент компании «Транснефть».

Вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Алексей Сапсай
Вице-президент ОАО «АК «Транснефть» Алексей Сапсай Фото: пресс-служба
Россия подписала газовый контракт с Китаем, для исполнения которого будет построен новый газопровод «Сила Сибири». Если посмотреть внимательно, то большая часть его маршрута пройдет вдоль трассы нефтепровода ВСТО. Получается, что путь для газовой трубы уже проложен «Транснефтью», так ли это?
Алексей Сапсай: Наверное, да. Я вспоминаю 2006 год, 2008-й, когда я был назначен директором Центра управления проектом «Восточная Сибирь – Тихий океан» и непосредственно участвовал в реализации проекта строительства первой очереди нефтепровода Восточная Сибирь – Тихий океан. Так вот на тот момент там не было совершенно никаких дорог, не было никакой инфраструктуры, и мы пришли в чистую тайгу.
Там, где не ступала нога человека…
Алексей Сапсай: Да, совершенно верно, там, где не ступала нога человека. Действительно получается, что компания «Транснефть» все-таки была первопроходцем в этих, не побоюсь сказать, дебрях тайги.

Теперь, что касается строительства газопровода «Сила Сибири». Мы проводили рабочую встречу с представителями «Газпрома» в июне 2014 года по вопросам взаимодействия в реализации их проекта с учетом наработанного компанией «Транснефть» опыта строительства в суровых климатических условиях Якутии, Иркутской области. Представителей «Газпрома» интересовало, каким образом было организовано строительство нефтепровода ВСТО. Ведь в этом регионе очень большая проблема с логистикой, фактически грузы можно доставлять только в период навигации по реке Лена. Со стороны Тынды можно доставлять грузы по железной дороге, а на территорию от Талакана до Тынды - только речным путем, что, соответственно, накладывает определенные трудности.

В настоящее время вдоль нашего нефтепровода функционирует проезд. Он прокладывался не для строительства, не для прохода большегрузной техники, не для перевозки значительных грузов и, соответственно, проезд не рассчитан на такие масштабы. По нему сегодня, например, могут передвигаться коренные жители, представители администрации городов и районов, сотрудники МЧС, полиции, пожарные службы и так далее. Эта дорога открыта, мы ее поддерживаем в рабочем состоянии. С «Газпромом» договорились, что, в случае необходимости, для проезда легкой техники они также могут ее использовать, и одно это обстоятельство уже сможет облегчить задачу. Ведь когда в эту местность пришла «Транснефть», там не было совершенно никаких проездов, и чтобы попасть в пункт на расстоянии ста километров, нужно было сделать крюк в тысячу километров.

Также с «Газпромом» мы обсудили вопросы строительства, обсудили наличие тех или иных геологических условий прохождения трассы. Мы договорились, что создадим рабочую группу. Кроме того, наш генеральный проектировщик – «Гипротрубопровод» и проектный институт «Газпрома» будут проводить консультации относительно строительства объектов в тех или иных условиях, в различных местах прохождения трассы.

Газопровод «Сила Сибири» пройдет практически параллельно нефтепроводу ВСТО – на расстоянии где-то ста, где – то одного километра от него, в зависимости от геологических условий. Однако, в любом случае, он будет прокладываться параллельно, и уже есть значительные наработки по прохождению этого маршрута.

Все равно, не все так просто получается…
Алексей Сапсай: В тех условиях просто быть не может. Однако, по крайней мере, уже понятно как организовывать строительство в летний, осенний и зимний периоды. Сил, средств и полномочий у «Газпрома» достаточно для того, чтобы также с достоинством справиться с поставленной Правительством России задачей.
Получается, что есть две задачи: у «Транснефти» – расширение ВСТО до 80 млн тонн, у «Газпрома» – строительство «Силы Сибири». Соответственно, эти проекты будут коррелировать друг с другом, учитывая наличие инфраструктуры.
Алексей Сапсай: Для расширения мощностей ВСТО мы не строим линейную часть нефтепровода, а возводим площадочные объекты – увеличиваем число нефтеперекачивающих станций. Поэтому коррелировать проекты смогут в основном в части доставки грузов. Думаю, мы сработаем компромиссно и конструктивно в моменты, когда потребуется оказание взаимной помощи.
Еще интересует такой вопрос, сильно ли отличаются используемые в строительстве трубы – нефтяные и газовые?
Алексей Сапсай: Трубы отличаются достаточно сильно. Максимальный диаметр трубы, используемой компанией «Транснефть» – 1 м 220 мм. Различается толщина стенки – у нас она максимально увеличена, до 20 -22 мм. Такая труба использовалась, например, при прокладке подводного перехода на реке Лена, для того чтобы обезопасить его. В «Газпроме» применяются трубы диаметром 1 м 440 мм, это значительно больший калибр - практически полтора метра диаметр. Я досконально утверждать не могу, но толщина стенки трубы газопровода - это 2 см и более, в зависимости от трассы, от рельефа, от будущего давления в трубе. В связи с этим в этом проекте предполагается значительная металлоемкость.
Получается процесс транспортировки труб более сложный?
Алексей Сапсай: Да, и процесс транспортировки более сложный. Если мы могли свои трубы перевозить, в зависимости от толщины стенки и диаметра, по две и по три трубы. То труба диаметром практически полтора метра и толщиной стенки 2 сантиметра, наверное, в количестве только одной единицы может быть погружена на спецтехнику.
Отсюда можно сделать вывод, что не все так просто будет в строительстве, но взаимовыручка все-таки будет способствовать упрощению этой задачи.
Алексей Сапсай: В любом случае, просто не будет. Достаточно сказать, что в 2013 году летней навигации на реке Лена практически не было, имелись проблемы с доставкой материалов и продуктов питания для населения. Так что погодные условия непредсказуемые. Однако я повторюсь, на практике все наработки имеются. Можно сказать, первый путь пройден, так что по «натоптанному», наверное, будет немного легче двигаться.

Рекомендуем:

  • Фотоистории