16+
Вторник, 23 апреля 2024
  • BRENT $ 88.13 / ₽ 8222
  • RTS1163.50
22 августа 2009, 12:09 Путешествия

Паломники отреагировали на кризис как люди

Лента новостей

Религиозный туризм и паломничество существуют в России уже около 20 лет, и, как оказалось, экономический кризис отразился на духовной сфере так же, как и на всех остальных: религиозный туризм просел он на те же 30%, что и обычный

Паломники в кризис стали реже посещать святые места. Фото: ariel bh/flickr.com
Паломники в кризис стали реже посещать святые места. Фото: ariel bh/flickr.com

Религиозным туризмом и паломничеством занимаются как паломнические центры РПЦ, так и независимые туристические компании. Если воспользоваться услугами паломническим центров, то заплатить придется только за транспорт, проживание и услуги сторонних организаций — то есть за билеты на автобус или самолет, гостиницу, питание и экскурсии. Сам паломнический центр вознаграждения не взимает, поскольку финансируется из бюджета РПЦ. Другой вариант — обратиться в туристическое агентство, которое специализируется на подобных поездках. Как утверждают представители таких компаний, особенного дохода это направление не приносит.

Точной оценки «паломнического» туррынка нет, но, по мнению экспертов, его объем, включая въездной, выездной и внутренний религиозный туризм, составляет около 10 млн долларов. От общего объему туруслуг это не более 0,01%.

Генеральный директор паломнической службы «Радонеж» Юрий Минулин считает, что объем «паломнического» рынка мог бы исчисляться миллиардами долларов, если бы со стороны принимающих было приложено хотя бы немного усилий. «Радонеж» занимается такими поездками уже около 20 лет, однако признает, что этот вид туризма все еще в зачаточном состоянии, а «нужны новые причалы, дороги, реставрации, правильный маркетинг».

Как говорит Юрий Минулин, ни у россиян, ни у иностранных туристов не сложилось о России мнения как о религиозном бренде. Иностранцев очень мало, большая часть из них это люди из стран СНГ либо бывшие соотечественники.

«В России почти весь внутренний туризм подвержен религиозной окраске: Золотое кольцо, Санкт-Петербург, Москва, Суздаль, Валаам, — говорит глава «Радонежа». — С одной стороны, люди, которые сюда едут просто как туристы, но они же смотрят церковные памятники».

По словам генерального директора компании «Музенидис Трэвел» Александра Цандекиди, при малых объемах («паломнический туризм никогда не был и не является массовым») динамика рынка в целом положительная, темпы роста порядка 10-15%. При этом разброс цен на паломнические туры очень велик. Есть туры очень дорогие (индивидуальный маршрут, посещение удаленных мест), а есть и относительно дешевые, групповые, к наиболее известным святыням. «Стоимость паломнических туров выше стандартных именно потому, что направление это не массовое и нестандартное», — уточняет Александр Цандекиди.

По словам Юрия Минулина, самые популярные маршруты — это Соловки, Дивеево, Черногория, Болгария, Греция, Италия, Кипр. Отмена виз в Израиль увеличила поток религиозных туристов в эту страну примерно в два раза.

Для специализированных агентств наиболее рентабельными турами являются те, в которых можно по максимуму применить технологии туризма: бронирование мест, выкуп блоками, чартерные перевозки. Правда, по словам Юрия Минулина, и в этом случае прибыль с поездки не превышает 10%.

С началом кризиса продажи в этом сегменте упали так же, как и в обычном туристическом бизнесе — на 30%. «Мы работали в прошлом году больше, чем сейчас. У нас туры набираются, но снижение, конечно, видно, особенно на зарубежном направлении. Российские направления пострадали меньше», — говорит гендиректор «Радонежа».

Российские направления, по мнению опрошенных BFM.ru экспертов, держатся только за счет того, что цены на них остались на уровне прошлого года. Сохранить неизменной стоимость поездок по России удалось только за счет того, что поставщики услуг не стали поднимать цены за жилье, экскурсии и питание.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию