16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.08 / ₽ 8148
  • RTS1171.06
16 июня 2015, 12:58 Недвижимость

Максим Решетников: Торговый сбор — инструкция по применению

Лента новостей

С 1 июля 2015 года в Москве вводится торговый сбор — фиксированный обязательный платеж, взимаемый с конкретного объекта торговли. Однако, как практически любое нововведение, это тоже требует доработок

Руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Максим Решетников.
Руководитель Департамента экономической политики и развития города Москвы Максим Решетников. Фото: Юрий Машков/ТАСС

Правительство Москвы обсудило изменения в закон «О торговом сборе», которые могут быть введены в самое ближайшее время. О чем именно идет речь, в эксклюзивном интервью руководителю отдела «Недвижимость» радиостанции Business FM рассказал министр правительства Москвы, руководитель Департамента экономической политики города Москвы Максим Решетников.

Федеральный законодатель дал возможность ввести торговый сбор городам федерального значения. Петербург вроде как решил повременить, Севастополь тоже. А вот Москва своим правом воспользовалась незамедлительно. Как Вы думаете, почему?
Максим Решетников: Первое, что, наверное, надо сказать: мы действительно долго анализировали ситуацию в торговле. И мы видим определенный пласт компаний, которые — при том, что ведут деятельность на потенциально достаточно прибыльных объектах, — налоги в городской бюджет либо не платят совсем, либо платят символические. Еще раз подчеркну, что рядом, на аналогичных же объектах, существует бизнес, который теми же самыми товарами торгует, примерно в тех же формах свою деятельность осуществляет, но абсолютно нормально платит налоги!
Информация предоставлена Департаментом экономической политики г. Москвы
Максим Решетников: Более того, за последние два года в городе накоплен позитивный опыт внедрения патентной системы налогообложения; и предприниматели, которые пришли на патент, говорят — да, отличная система. Мы видим, что число патентов растет — больше всего, кстати, растет как раз в сфере розничной торговли. А торговый сбор — по сути, это тот же самый патент. Просто патент можешь покупать, можешь не покупать, а торговый сбор — обязательная форма. При этом торгового сбора не надо бояться. Дело в том, что вообще впервые в налоговом законодательстве использована практика вычета одного налога из другого налога. Иными словами, торговый сбор — это не увеличение номинальной налоговой нагрузки, это установление минимального фиксированного налогового платежа. Если вы платили 10 рублей торгового сбора, а дальше получили 100 рублей налога на прибыль, это значит, что вы налога на прибыль заплатите не 100 рублей, а 100 минус 10. Поэтому торговый сбор, с нашей точки зрения, это выравнивание конкуренции, это обеспечение условий, когда все в равной степени платят налоги, ну и, по большому счету, абсолютно нормальный подход, который никоим образом не должен повлиять на практику ведения бизнеса, которая сейчас сложилась.
Несмотря на Вашу убедительность, Вы лучше меня знаете, что началось, как только Москва объявила о введении торгового сбора. Была настоящая буря эмоций со стороны бизнеса: вы нас закрываете, мы все умрем, мы не вынесем, мы только-только привыкли к новым тратам — и тут опять очередной сбор. Сегодня, с Вашей точки зрения, эта волна негатива спадает?
Максим Решетников: Судя по тому, против чего протестовал бизнес — а бизнес протестовал против авансовой системы уплаты налога, против крайне высоких ставок и так далее — так вот, судя по всему этому, никто просто не читал закон на первом этапе. То есть все о нем что-то слышали, и эти «страшилки» друг другу пересказывали. На самом деле, уплата налога сейчас не авансовая, а по факту: квартал прошел — оплата до 25 числа месяца, следующего за отчетным, и так далее. А ставки установлены крайне-крайне скромные — за базу взята как раз та самая патентная система налогообложения, где мы, если говорить о патенте, на уровне от 30% до 50% от максимально возможных ставок. Если говорить о торговом сборе, то он вообще… Вы только вдумайтесь: минимальный уровень налоговой нагрузки — это 10% от средней налоговой нагрузки 2014 года! Мы видели, куда развивается ситуация, понимали, что будут непростые времена, и с учетом этого установили ставку действительно на минимальном уровне. Поэтому говорить, что сейчас присутствует какая-то паника, не стоит — скорее, есть точечные вопросы, которые бизнес еще задает. Может быть, потому что информация еще недостаточно распространилась: а как платить, а какова форма уведомления, а как делать вычет и так далее, и так далее. Мы все эти вопросы собрали и разместили сейчас на сайте Департамента экономической политики — сделали там вообще отдельный раздел по всем налогам, и в частности, очень крупный раздел по торговому сбору. Пожалуйста — туда можно зайти, посмотреть всю информацию, и если какие-то вопросы остались, можно всегда обратиться в адрес департамента. Мы ответим, и часть этих ответов, если они носят типовой характер, также разместим в Интернете.
Одна из претензий, которую бизнес предъявлял к торговому сбору, — довольно узкий список льготников. Правительство Москвы обсуждало именно тему расширения льготного списка?
Максим Решетников: Если честно, я бы не сказал, что список льготников сразу был узким — мы изначально отработали все обращения со стороны бизнеса.
Информация предоставлена Департаментом экономической политики г. Москвы
Максим Решетников: Но, действительно, прошло полгода, и ряд бизнес-направлений к нам обратились со словами: рассмотрите внимательнее нашу ситуацию. Мы рассмотрели, вникли в практику делового оборота, потому что зачастую... Ну вот, скажем, пример с теми же кинотеатрами, у которых идет какая-то торговля в фойе. Строго говоря, эта торговля может быть организована в виде общепита, а общепит у нас не подпадает под налогообложение торговым сбором, но по ряду резонов, абсолютно обоснованных аргументов, коллеги это «предприятие» организовывают не в виде общепита, а в виде торговли. В то же время, они справедливо говорят, что это — торговля, которая носит спорадический характер, что все-таки основная их тема — продажа билетов на кинопоказы. Соответственно, если применять торговый сбор, это существенно исказит экономический расклад, и уровень налоговой нагрузки повысится, да там и торговый зал сложно вычленять из всего остального. И мы, вникнув в данную ситуацию, и вдобавок изначально понимая, что это, что называется, «не наши клиенты», — мы предлагаем сейчас для них налоговую льготу установить. И понимая, что тут потенциально могут быть какие-то еще частные организации — музеи, театры и так далее, мы заодно и эти случаи прописали.

Есть дополнительный ряд тем. Вопрос, который еще задавал бизнес — про сопутствующую торговлю при оказании бытовых услуг, то есть, когда в парикмахерской стоит какая-то стойка с косметическими изделиями. Формально это тоже торговля, но мы постарались прописать такие критерии, чтобы вывести подобные варианты из-под налогообложения. Одним словом, то, что сейчас предложено — это тоже результат взаимодействия с бизнесом. И конечно, я абсолютно не исключаю, что возникнут еще какие-то вопросы и темы — мы всегда внимательно относимся к бизнесу, особенно когда бизнес дает нам цифры и раскладки, показывает, как он платит налоги. И мы всегда идем навстречу добросовестным налогоплательщикам с тем, чтобы какие-то нюансы их бизнеса учесть и ни в коей степени не нарушить ту практику делового оборота, которая сложилась.

Отдельная, социально острая и очень чувствительная тема — «печатники». С одной стороны, для розничной печатной торговли создаются, прямо скажем, льготные условия. И более того, подразумевается, что здесь до 40% продукции продается непрофильной, то есть, не печатной. Так что там есть источники доходов. Но в то же время, действительно, есть аргументы с их стороны, достойные рассмотрения. Так что по итогам обращений в адрес мэра Москвы сегодня было принято решение дополнительно предоставить льготу торговым точкам, реализующим печатную продукцию. Но при этом надо понимать: как только мы даем дополнительные льготы, мы параллельно будем и более жестко следить за специализацией — с тем, чтобы не возникала конкуренция, искаженная разными налоговыми условиями. То есть, всем стоит понимать: любые налоговые льготы — это не только возможность, это еще и обязательства.

Предложения по внесению изменений в закон г. Москвы «О торговом сборе»:

  1. Освободить от обложения торговым сбором:

— Торговлю на территории агропродовольственных кластеров

— Торговлю в кинотеатрах, театрах, музеях (если доля дохода от продажи билетов составляет не менее 50%)

  1. Освободить от уплаты торгового сбора лица, оказывающие бытовые услуги, если:

— Используются объекты нестационарной торговой сети, стационарной торговой сети без зала или с залом общей площадью менее 100 кв.м

— Основной вид деятельности, указанный при государственной регистрации, относится к предоставлению услуг парикмахерскими и салонами красоты, стирки, химической чистки и окрашивания текстильных и меховых изделий, ремонту одежды, ремонту обуви и прочих изделий из кожи, часов и ювелирных изделий, изготовлению и ремонту металлической галантереи и ключей

— Площадь, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки и демонстрации товаров, составляет не более 10% в общей площади объекта

  1. Предоставить льготу торговым точкам, реализующим печатную продукцию

Информация предоставлена Департаментом экономической политики г. Москвы

Тогда давайте уточним. С 1 июля все должно начать действовать, и все должны начать подавать уведомления в налоговые органы и принимать в расчет уплату торгового сбора. Но возможно ли, что после 1 июля будут еще какие-то изменения в практике его взимания, в списке льготников? Или все вопросы, которые необходимо решить, вы решите до 1 июля, а потом обратного пути не будет?
Максим Решетников: Это как раз тот случай, когда все изменения к лучшему. И такие изменения в пользу бизнеса мы, безусловно, можем ввести, если увидим ситуацию, даже и в июле, и в августе, и в сентябре. То есть, это налоговые льготы, которые могут начать действовать задним числом. Другое дело, что все это мы делаем после обсуждения с бизнесом, после рассмотрения органами власти и обсуждения на антикризисной комиссии, а итоговое решение принимает Московская городская Дума. И мы все будем делать максимально публично.
Еще один вопрос касается ставок. Насколько они фиксированные, подлежат ли пересмотру, в связи, например, с внешне- и внутриэкономическими раскладами? И как часто они вообще могут быть пересмотрены?
Максим Решетников: Ставки, которые сейчас установлены, давайте честно говорить — они по факту установлены, наверное, в 2013 году. Мы тогда установили стоимость патента, потом его еще несколько дифференцировали в 2014 году, но после этого не меняли. А ставки торгового сбора привязаны у нас к стоимости патента, и мы не планируем их менять. То, что сейчас установлено, будет действовать и во втором полугодии 2015 года, и на 2016 год мы, в общем, менять это все не планируем. Сейчас система стабильна, а дальше — давайте посмотрим, как будет развиваться экономика, как будет себя чувствовать бизнес, как бизнес будет платить налоги.
Информация предоставлена Департаментом экономической политики г. Москвы
Как вы думаете, те самые льготники, которые могут появиться и после 1 июля, кто это может быть? Сейчас есть примерные оценки, какой вид деятельности, по большому счету, вправе претендовать на льготы?
Максим Решетников: Знаете, я бы темой льготников не увлекался. Введение льгот на сегодняшнем этапе — это, что называется, вывести из-под налогообложения тех, кого и не предполагалось налогооблагать, кого мы и не видели в роли налогоплательщиков. Потому что кинотеатры, театры и прочие социальные объекты — ну, действительно, мы их там не видели. Поэтому у нас нет задачи ввести налог, а потом массово раздать льготы. Это неправильно с точки зрения налогообложения как системы, а особенно — учитывая достаточно низкий уровень этого сбора. Мне кажется, здесь важнее, чтобы мы четко отладили администрирование, чтобы у бизнеса было ощущение, что все работают в одних условиях. Чем больше мы раздаем льгот, тем вернее может возникнуть ощущение несправедливости: я плачу, а кто-то рядом не платит. Вот это неправильно! Еще и еще раз хочу подчеркнуть: налоги могут быть высокими или низкими, это, может быть, даже не самое главное. Главное, чтобы их платили все в равной степени. Вот это, как ничто иное, важно для развития экономики, для честной конкуренции, для формирования единых для всех правил игры.

Администрирование торгового сбора: шаги плательщиков и налоговых органов после 1 июля 2015 года

ШАГ 1. Организации и индивидуальные предприниматели направляют уведомление плательщика торгового сбора в налоговые органы

Срок: в течение 5 рабочих дней со дня начала ведения торговли. Если деятельность уже ведется — до 7 июля 2015 года

Важно: рекомендуемая форма уведомления — в процессе утверждения. Утверждаемую версию можно найти на сайте regulation.gov.ru или на сайте Департамента экономической политики г. Москвы в разделе «Налоговая политика» depr.mos.ru

ШАГ 2. Налоговые органы ставят на учет в качестве плательщика торгового сбора

Срок: в течение 5 дней после получения от организации или индивидуального предпринимателя уведомления

ШАГ 3. Налоговые органы направляют плательщику свидетельство о постановке на учет (в качестве плательщика торгового сбора)

Срок: в течение 5 дней с даты постановки на учет

ШАГ 4. Плательщики уплачивают торговый сбор

Срок: не позднее 25 числа месяца, следующего за периодом обложения (кварталом)

В первый раз торговый сбор нужно уплатить до 26 октября 2015 года

ШАГ 5. Плательщики уменьшают сумму уплачиваемых налогов на прибыль/доход на сумму торгового сбора (можно вычесть, только если было подано уведомление плательщика торгового сбора)

Важно: формы деклараций не меняются (будут уточнены инструкции по заполнению действующих форм с учетом торгового сбора)

Информация предоставлена Департаментом экономической политики г. Москвы

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию