16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 88.24 / ₽ 8303
  • RTS1160.60
26 августа 2015, 10:58 ФинансыЦБ

ЦБ открестился от стресс-тестов на 100 рублей за доллар

Лента новостей

О возможности проведения таких процедур с трехзначным курсом рубля к доллару заявили в банке «Возрождение». Между тем рубль сегодня значительно укрепился на открытии торгов Московской биржи

Табличка с названием на здании Центробанка РФ.
Табличка с названием на здании Центробанка РФ. Фото: Артем Коротаев/ТАСС

Рубль растет на открытии торгов: 68,70 рубля дают сегодня утром за доллар. Евро упал на 82 копейки — до 78,67 рубля.

Между тем стало известно, что Центробанк России не предлагал банкам стресс-тесты с трехзначным курсом рубля к доллару. Ранее о том, что ЦБ советует банкам проводить стресс-тесты с параметром падения рубля ниже 100 рублей за доллар, журналистам Reuters рассказал зампред банка «Возрождение» Андрей Шалимов.

По его словам, ЦБ волнует, какие банки могут принять меры, если что, и насколько это «если что» может быть велико. В то же время, эксперты говорят, что стресс-тесты — это не прогноз того, что будет с курсом рубля, а обычная практика. Они нужны, в первую очередь, самому регулятору, чтобы понять, какова ситуация в банковской системе, говорит бывший зампред Банка России, экономист Сергей Алексашенко.

Сергей Алексашенко: Задача стресс-тестов — проверить устойчивость крупных банков и банковскую систему в целом на экстремальное развитие ситуации на рынках, как это случилось в 2008 году. Поэтому я не вижу ничего страшного в том, что ЦБ мог попросить оценить банки на устойчивость при курсе 100 рублей. Это ничего не говорит о намерениях Центрального банка. Вообще, этим занимается надзорный блок, который ни к курсовой политике, ни к денежной политике не имеет никакого отношения. Да, я понимаю, что 100 рублей — это некое экстремальное развитие ситуации, но устойчивость банков проверяется именно в экстремальных событиях. Какой смысл проверять, насколько изменится устойчивость банков крупных, если курс изменится с 70 до 72 рублей? Да, они больше времени потратят, у нас курс быстрее поменяется. Я считаю, что это абсолютно нормальная работа, и я бы на месте ЦБ вообще из этого не делал тайны, а сказал бы: «Мы проверяем устойчивость банковской системы в экстремальной ситуации. Вот такие параметры: доллар — 100 рублей, фондовый рынок — 500 индекс РТС, инфляция — 20%, ставка ЦБ — 30%». Какие-то самые крайние параметры, чтобы все понимали, что это никакого отношения к реалиям не имеет.
Стресс-тесты, может быть, стоит проводить регулярно, чтобы надзорные инстанции были в курсе состояния этой системы от года к году? Или в этом нет необходимости?
Сергей Алексашенко: Обжегшись на молоке, дуют на воду. Американская Федеральная резервная система (ФРС) проводит эти стресс-тесты практически в автоматическом режиме, и по итогам проведения стресс-тестов озвучивает результаты публично. То есть по результатам, банки не могут выплачивать дивиденды, банкам ограничены бонусы для топ-менеджмента, банкам предписана продажа активов, банкам предписана докапитализация. Все знают, что будет происходить. Поэтому время от времени ФРС вводит какие-то новые параметры. Конечно, нужно их обновлять время от времени, и ФРС это делает. У нас ЦБ это делает все в какой-то тайне, эпизодически, с непонятными результатами. Конечно, в таком случае, когда вы проверяете устойчивость банковской системы по случаю, когда рак на горе свистнет, то большого смысла в этих стресс-тестах нет. Тем более, что вы сделали стресс-тест, выяснили, что крупные государственные банки находятся в плохом положении и сказали «Бог с ним, государство им поможет, когда будет совсем плохо». Поэтому есть стресс-тесты, все зависит от того, какие задачи стоят перед банковским надзором.

Минувшим вечером Центробанк опроверг информацию о стресс-тестах в российских коммерческих банках. Ранее первый зампред ЦБ Алексей Симановский заявлял, что при снижении нефтяных цен российским банкам понадобится дополнительный капитал. Это показали стресс-тесты, проведенные в мае текущего года на базе жесткого макросценария, который предполагает падение ВВП на 7% и стоимости нефти до 40 долларов за баррель, а также рост инфляции до 16%. Сейчас нефть торгуется ниже 44 долларов.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию