16+
Понедельник, 24 сентября 2018
  • BRENT $ 79.77 / ₽ 5298
  • RTS1149.53
7 сентября 2015, 21:38 Компании

Эффект девальвации. Цены падают, но и продажи за рубеж тоже

Лента новостей

Ослабление рубля привело к тому, что долларовые цены на сложные машины и оборудование, производящееся в России, заметно снизились. Но экспорт падает. На первый взгляд, логики нет — затраты на производство в России снижаются

Фото: Александр Рюмин/ТАСС

Судя по тенденциям, почти все локализованные производители электроники и бытовой техники в 2015 году продадут за границу гораздо меньше, чем в прошлом. С чем связан этот парадокс? Кто выиграл и кто проиграл? Выяснить это Business FM стало возможно благодаря анализу Центра международной торговли Москвы, проведенному на базе статистики Федеральной таможенной службы.

За последние полтора года долларовые доходы России значительно упали. В валютном выражении объем экспорта сократился в первом полугодии 2015 года по сравнению с тем, что было годом раньше, на четверть. Произошло это в основном в связи с падением цен на углеводороды, которые составляют приблизительно половину от того, что Россия продает за рубеж. Но экспорт оборудования тоже сократился, хотя не настолько. Тут падающий рубль как раз помог. Поскольку ситуация с низкими ценами на нефть и газ, а значит, и на дорогой доллар, очевидно сложилась надолго, международные компании, имеющие производство в России, начинают пересматривать свою стратегию, рассказал Business FM генеральный директор Центра международной торговли Москвы Владимир Саламатов.

Владимир Саламатовгенеральный директор Центра международной торговли Москвы«Произошло снижение объема экспорта по разделу «машины и оборудование», но это сокращение значительно меньше — 4,5%. Общий объем экспорта этого вида продукции составляет 5,1 миллиарда долларов за первое полугодие текущего года. Если внутренние затраты предприятий, покупка соответствующих комплектующих внутри страны не изменяются или не изменяются существенно, то, конечно, девальвация позитивно влияет на возможности у экспортеров. Такие крупные компании, как Volkswagen, Ford и Hyundai сегодня прорабатывают поставки автомобилей, которые собираются на территории Российской Федерации в страны дальнего зарубежья. До этого эти машины поставлялись только на территории Российской Федерации и стран СНГ. Почему страны СНГ столь интересны для тех предприятий, которые здесь работают у нас, в Российской Федерации, а также транснациональные компании, которые здесь организовали производство? Потому что на территории стран СНГ, практически, по всей номенклатуре товаров действует нулевая таможенная ставка, и, поэтому, торговля идёт очень эффективно».

Автопроизводители, похоже, действительно, в серьезных раздумьях. Внутренний спрос падает. Как наладить экспорт и куда? Как ни странно, но тут кризис может стать стимулом для повышения уровня локализации. В частности, недавно появилась информация, что некоторые из них задумались о начале производства в России высокотехнологичных компонентов, а именно двигателей. Если им это удастся, то в условиях слабого рубля это позволит им получить значительное конкурентное преимущество за счет снижения цены на конечную продукцию. Ведь до последнего времени стратегия иностранных производителей в России строилась в основном на том, что основные рынки сбыта помимо самой России — это Украина и Казахстан. Однако девальвация украинской гривны оказалась ещё более сильной, чем рублёвая. А недавно резко просел и курс тенге.

В результате, после резкого роста экспортных продаж во втором полугодии 14 года, в первом полугодии 2015 года произошло резкое падение. Несмотря на то, что снижается долларовая цена, экспорт падает. Средняя цена ЖК-телевизоров, которые в России производят Samsung и LG, сократилась с 407 до 325 долларов. Но вот объем их экспорта упал более чем вдвое — со 168 до 67 миллионов долларов.

Бытовых стиральных машин, которые в России производят Indesit, Ariston, Beko, Candy, Bosh и LG, в первом полугодии 14-го было экспортировано около 160 тысяч штук, во втором — более 195 тысяч, но уже в первом полугодии 15-го — менее 150 тысяч. Хотя средняя долларовая цена машин значительно упала — с 212 до 170 долларов за штуку. В отличие от конкурентов лишь Candy нарастила экспорт и в 15 году. Потому, что экспорт ее не ориентирован на СНГ. Но и ей радоваться пока особо не приходится, так как изначально основной рынок все равно российский, говорит генеральный директор ООО «Канди СНГ» Антон Харин.

Антон Харингенеральный директор ООО «Канди СНГ»«Фабрика изначально создавалась для того, чтобы обслуживать потребности российского внутреннего рынка. Стратегия — такая вещь, которую менять в зависимости от колебаний курсов, наверное, не стоит. Она на то и стратегия, что выбираешь и дальше в течение достаточно протяженного времени ты этой стратегии следуешь. В настоящий момент, безусловно, текущий курс весьма выгоден для экспорта. Наша фабрика в Кирове наращивает объем по экспорту, и мы планируем этой линии придерживаться в ближайшей перспективе. Наше экспортное направление — это в основном страны Восточной Европы. Бывшие страны СССР сюда тоже входят, но они не ключевые. Недавние события в Казахстане, безусловно, сказались на продаже в Казахстан, но в плане подорвать потенциал экспорта компании в целом едва ли это они серьезную пробоину в нашем экспортном бюджете создали».

Кто больше всего выиграл от девальвации рубля, так это чисто российские производители. Снижение долларовой цены у них происходит значительно сильнее, чем у конкурентов. Ведь в локализованной продукции импортные комплектующие всё равно составляют 30-40%. А их цена не рублёвая. Одно лишь плохо — таких производителей в России очень мало.

Добавить BFM.ru в ваши источники новостей?

Рекомендуем:

  • Фотоистории

    BFM.ru на вашем мобильном
    Посмотреть инструкцию