Депутаты ополчились на Пономарева. Они легализовали решение о заочном аресте
Лента новостей
417 депутатов проголосовали за исполнение решения. Санкцию на заочный арест Басманный суд выдал в июле
Госдума сегодня дала согласие на исполнение решения суда о заочном аресте депутата от фракции «Справедливая Россия» Ильи Пономарева. Он обвиняется в пособничестве в растрате средств инновационного фонда «Сколково» на сумму более 22 млн рублей.
С представлением к народным избранникам обратился заместитель генерального прокурора Владимир Малиновский. Поскольку депутат является лицом с особым правовым статусом, именно за ним было последнее слово. Этого требовал Уголовно-процессуальный кодекс РФ и закон о статусе депутата Госдумы и члена Совета Федерации.
Назначенное на 16:00 заседание не заняло и получаса. За исполнение решения Басманного суда Москвы проголосовали 417 депутатов, против были только трое. Уголовное дело в отношении Ильи Пономарева Следственный комитет России возбудил 9 июня 2015 года. Этому предшествовало решение Госдумы, которая 7 апреля лишила его депутатской неприкосновенности.
По версии следствия, в 2010 году эсер помог похитить 750 тысяч долларов теперь уже бывшему старшему вице-президенту «Сколково» Алексею Бельтюкову. Он распорядился выплатить Пономареву данную сумму. Тот должен был прочесть курс лекций в ряде российских городов и сделать научно-исследовательскую работу. Следствие утверждает, что некоторых выступлений вообще не было, а другие длились считанные минуты. Научная работа также была проведена некачественно.
Поскольку оба фигуранта покинули Россию, Следственный комитет России 22 июня заочно предъявил обвинение Бельтюкову и Пономареву. Первому инкриминировали растрату (часть 4 статьи 160 УК РФ) более 22 млн рублей (750 тысяч долларов по курсу 2010 года), второму — пособничество в совершении этого преступления (часть 5 статьи 33 и часть 4 статьи 160 УК РФ). Бельтюкова и Пономарева объявили в федеральный и международный розыск.
17 июля Басманный суд Москвы выдал санкцию на заочный арест Пономарева, который то читает лекции в Соединенных Штатах, то ездит на Украину. В августе Мосгорсуд подтвердил законность принятого решения.
Однако это решение по сути было «виртуальным» — процедура международного розыска не была запущена. Пономарева смогли объявить в розыск лишь на уровне стран СНГ и двусторонних соглашений о выдаче. Для того чтобы внести фамилию Пономарева в базу данных Интерпола, требовалось согласие его коллег по Госдуме.
О том, что его товарищи по фракции будут голосовать в поддержку представления Генпрокуратуры, было известно заранее. Первый заместитель председателя фракции «Справедливая Россия» Михаил Емельянов сообщил об этом еще накануне. «Мы считаем, что и депутатского мандата его тоже надо лишить», — сказал он, посетовав, что коллеги по Думе не хотят вносить поправки в регламент, чтобы это сделать.
Сам Пономарев отвергает выдвинутые обвинения. Столичная фемида подтвердила правомерность лишь части претензий к нему. В августе 2013 года Гагаринский суд столицы частично удовлетворил иск «Сколково» на 9 млн рублей, обязав Пономарева выплатить фонду лишь 2,7 млн рублей. Эту сумму он уже погасил из депутатской зарплаты. Она перечислялась справедливоросу весь прошлый год, хотя Пономарев с июля 2014 года не посещал пленарные заседания.
Пономарев и в этот раз пытался защититься от выдвинутых обвинений. На прошлой неделе он прислал в Думу письмо, в котором просил заслушать на заседании его адвоката Марию Баст (Архипову). Однако ему отказали, сославшись на то, что процедура этого не предусматривает.
«Получается как в Средневековье: прокурора заслушали, а адвоката нет», — негодует защитница. В интервью Business FM Мария Баст выразила уверенность, что могла бы повлиять на мнение членов нижней палаты парламента. «Состоявшееся заседание нелегитимно с точки зрения закона и демократии, и мы его не признаем», — заявила она. Адвокат обещает, что сделает все, чтобы «дезавуировать принятое решение». «Мы будет обжаловать его в Европейском суде по правам человека», — сказала она.
Защитница не думает, что после того, как заочный арест запустит процедуру международного розыска, ее подзащитного задержат. «Я не думаю, что его будет кто-то искать и выдворять, ведь его дело связано с политикой», — полагает юрист. По ее мнению, поводом для уголовного преследования Пономарева стали вовсе не деньги «Сколково», а его активное участие в протестных акциях, в том числе на Болотной площади, а также позиция по Крыму, процедуру присоединения которого он считает не волне законной.