16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1132.94
29 октября 2015, 18:42 ПолитикаКонфликты
Актуальная тема: Кризис в Сирии

Рассказ из Алеппо: чем живет бывшая экономическая столица Сирии

Лента новостей

Пережить зиму, купить продукты, как жить, лишившись бизнеса или работы — это проблемы большинства людей, уехавших из Алеппо или все еще остающихся в нем. Главные вопросы — что делать с боевиками укрывшимися под землей, и как отстроить некогда процветающий город

Алеппо, Сирия.
Алеппо, Сирия. Фото: Ammar Abdullah/Reuters

Что происходит с Алеппо, в каком состоянии этот сирийский город, насколько сильны обстрелы? Об этом Business FM рассказала Лина Кандакжи, журналистка, родственники которой живут в Сирии. Местные жители покидают его, как только появляется возможность, и неудивительно: свет дают на несколько часов в день, сложно купить еду, так как сложно делать поставки. Многие люди живут в подвальных помещениях: дома разрушены или захвачены боевиками.

Лина Кандакжи: В Сирии нет проблем с продовольствием, заводы работают, но тяжело доставлять туда продукты. Многие люди вообще живут в подвальных помещениях, половина, даже больше домов разрушены, а какие-то просто были захвачены боевиками. Оттуда выгнали людей и устроили там себе штаб в этих квартирах. Сейчас сложно говорить, в каком состоянии город сейчас, у меня информация двухмесячной давности. Но все мои друзья и родственники в Алеппо точно не собираются возвращаться в ближайшее время. Даже те, кто уехал из Алеппо, а потом в Дамаск, а из Дамаска уехали вообще куда-нибудь в Европу или в Россию, они сейчас постепенно возвращаются в Сирию, кто остается в Дамаске, кто в Латакии.
Появилось несколько версий, в основном в инопрессе, о том, что ИГИЛ чуть ли не на прорыв и наступает. С другой стороны, некоторые наши эксперты говорят: наоборот у армии Асада есть успехи, они потихоньку продвигаются в направлении своей цели. Мы пытаемся понять, под чьим контролем сейчас Алеппо, какова там гуманитарная ситуация?
Лина Кандакжи: Алеппо был экономической столицей Сирии, и с экономической точки зрения, страна очень пострадала из-за того, что его захватили боевики. Сначала там была Свободная сирийская армия, и вроде бы в это время более-менее как-то мирные жители там еще жили. Но после того, как Свободную сирийскую армию сменил ИГИЛ (данная организация запрещена в РФ — Business FM), оттуда просто люди либо бежали, либо многих просто казнили. У них даже не было возможности убежать из города. Помимо того, что это была экономическая столица Сирии, это был один из самых религиозных городов, и большинство там были сунниты. Мы можем помнить, что представители ИГИЛ себя позиционируют как сунниты, такие религиозные, но, несмотря на это, они захватили Алеппо, точно так же разрушали дома мирных жителей, точно так же разрушили массу предприятий, которые были на территории города и в его округе (Мухафаза, как округ Алеппо). Все города, которые к нему прилегают, относятся к Алеппо. И там было очень много фармацевтических компаний, много компаний, которые занимались тканями, делали мыло оливковое и поставляли не только в Сирию, но и по миру даже. Это все делали на территории близлежащих городов и самом Алеппо. И практически все эти предприятия разрушены сейчас и никак не функционируют. Несмотря на это, люди, которые живут в Дамаске, говорят, что у них нет никаких проблем с продовольствием, что до них до сих пор доходят лекарства, которые делают на фармацевтических заводах под Алеппо, и что до сих пор есть компании, которые делают разные шампуни, косметические средства, и это тоже делает Алеппо. Видимо, часть какая-то уже более или менее начала восстанавливаться, это снова начало появляться в аптеках и магазинах Сирии. Но при этом люди пока не очень спешат возвращаться в сам город, да и многим просто некуда по той простой причине, что их дома были разрушены, и пока восстановить нет никакой возможности. Там же в основном жили люди, у которых был какой-то мелкий бизнес. И у них, помимо того, что отобрали дома, у них отобрали и работу, поэтому вряд ли есть возможность сейчас вернуться туда. Последние новости о том, что там вроде как сирийская армия наступает, ИГИЛ отступает… Мне пока сложно об этом говорить, потому что я сейчас не там нахожусь, тяжело точно оценить ситуацию. Но помимо того, что были разрушены дома, ИГИЛ строил еще под землей свои убежища и свои жилища. И если бомбить там постоянно с неба и разрушать эти дома, в принципе, ИГИЛ не особо можно пробить, потому что многие находятся просто под землей. И так не только в Алеппо, так и в Пальмире, так и под Дамаском, в Джобаре, есть даже данные, что там до трех этажей доходят эти поселения, в которых есть, помимо жилых кварталов, свои больницы, аптеки, магазины. Мне кажется, нужно довольно много времени, чтобы выкурить их оттуда. Сейчас мирные жители, по крайней мере, даже если слышат о том, что вроде как освобождают Алеппо, вряд ли рвутся домой.
Вы эту информацию читаете, или вам рассказывают друзья, знакомые, родственники, кто-то оттуда?
Лина Кандакжи: Родственники, люди, которые там живут, мои друзья, мои знакомые, с которым я постоянно общаюсь, с которыми я нахожусь в постоянном контакте. Люди, которые живут в Дамаске, этом районе Джобар, который прилегает к Дамаску, это его пригород. Они живут на 12-м этаже и видят, что района нет — его снесли с лица земли, а боевики живут под землей. И все местные жители задаются вопросом: как они успели построить целый город, как они его копали, когда 4,5 года назад в Сирии был мир, и никто не думал о войне? За какой период времени успели это сделать? И эта информация расходится по Дамаску, все об этом знают, все об этом говорят: таксисты, полиция об этом знает, обычное население, но никто ничего не может сделать, потому что пока еще не придумали, насколько я поняла, не придумали, как помимо того, чтобы бомбить их с неба, выкуривать их из этих подземелий. Есть также версия о том, что эти подземные города были там еще до начала всей этой истории, что это древние города, поселения, которые были там, просто они в них обосновались. Пока эти версии рассматривают.
В Алеппо связь, если и работает, то крайне эпизодически?
Лина Кандакжи: Да, там же проблемы с электричеством, в принципе по всей Сирии, не только в Алеппо, но в Алеппо с этим серьезнее. Если в Дамаске дают 4-5 часов в день свет, то в Алеппо дают 2-3 часа в день свет, а в остальное время света нет, поэтому генераторы не справляются. Мобильная связь тоже периодически пропадает. Иногда даже есть вроде свет, ты звонишь, но не слышишь человека, так же с интернетом, у них там ничего нет, и хлеб поэтому стоит дороже, чем везде, потому что его нужно успеть сделать буквально за несколько часов. И с этим тоже есть большие проблемы, его просто в принципе не хватает на город, на тех людей, кто там остался.
Поступали сообщения, что как раз таки ИГИЛ перекрывает каналы поставок к Алеппо, практически отрезал город от снабжения. Насколько это может быть правдой?
Лина Кандакжи: Уже давно очень сложно поставлять какое-либо продовольствие в Алеппо, это не новость сегодняшнего дня. ИГИЛ это уже делает давно, с того момента, как захватил Алеппо. Он делает все, чтобы город абсолютно отключить от центра, от Дамаска, от прилегающих районов. Они, видимо, хотят каким-то образом сделать это самостоятельным городом, но разрушая абсолютно все предприятия и не давая людям хоть какого-то средства к существованию. Остаются маленькие компании, которые пытаются что-то сделать — хлеб, хумус, который они постоянно едят, легкие закуски, чтобы была хоть какая-то еда. Но на них тоже постоянно гонения: то поджигают, то взрывают, то еще что-то. Там большие проблемы с едой, очень большие, и уже не первый месяц. Скоро будет зима, а в прошлом она была довольно холодная для Сирии. Снег лежал, это большая редкость, а топить нечем. Мазут либо очень дорогой, либо его в принципе не достать. В Алеппо его вряд ли сейчас вообще кто достанет, люди топят электричеством. А если электричество по три часа в день, то этой зимой им будет очень холодно.
Там температура очень низкая?
Лина Кандакжи: Иногда доходит до минуса, порой ночью даже до минус пяти. Но там дома совсем по-другому построены, они рассчитаны на теплое время года, чтобы они наоборот охлаждали, поэтому там мраморные полы и стены. И когда ты приходишь с улицы, где, например, плюс 10, и заходишь в дом, то в доме даже пар идет изо рта. То есть полное ощущение, что там даже холоднее, чем на улице, приходится как-то топить. Раньше, в мирное время, кто мазутом топил, кто газом топил, кто кондиционерами отапливал дома — у кого на что хватало денег. А сейчас и горячей воды нет, потому что ее тоже нагревают либо электричеством, либо своими нагревательными приборами. Очень тяжело это переживают, особенно зиму, думают, где бы найти место, чтобы ее пережить, где будет попроще, в каком из городов Сирии.
Какие-то организации в Алеппо работают, или все заняты только тем, что прячутся, как только могут, пытаются выжить, школы и так далее?
Лина Кандакжи: Школы многие закрыты, часть школ перенесли в подвальные помещения, и дети учатся прямо в подвалах, где-то при свечах, где-то есть маленькие какие-то окошки, которые дают небольшой дневной свет, но учатся. Там расширили классы, их стало больше, детей в классах стало больше. В принципе, всегда в Сирии были довольно большие классы — от 35 человек, а сейчас еще больше. Учатся, они не прерывают процесс. Студентов, которые учились в Алеппском университете, практически всех перевели либо в Университет Дамаска, либо в Университет Латакии в зависимости от специальности и от того, какие факультеты есть в том или ином университете. В Латакии больше аграрии, а в дамасском университете больше инженеры, архитекторы, врачи, их переводят в основном туда, и там тоже профессоров не хватает, потому что и из Хамы, из Хомса, из Алеппо всех переводят в эти университеты.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию