16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 86.48 / ₽ 8137
  • RTS1168.72
6 июня 2016, 09:47 Финансы

Топ-10 страховщиков держат 80% рынка

Лента новостей

2015 год и начало 2016 года характеризуются паднием спроса на рынке корпоративного страхования. Тем не менее крупнейшие страховщики сохраняют позиции. О проблемах развития страхования корпоративных рисков мы поговорили с Алексеем Володиным, заместителем генерального директора ВТБ Страхование

Фото: PhotoXPress
Алексей, с чем рынок корпоративного страхования начал 2016 год? Какие прогнозы и тенденции подтвердились? Какие основные тренды в 2016 году?
Алексей Володин: 2016 год, в целом, повторяет то, что мы видели в 2015 году. По крайней мере, по нашим предварительным данным за 1 квартал 2016 года вырисовывается похожая картина — это второй кризисный год, с приблизительно той же динамикой практически по всем линиям бизнеса, кроме ОСАГО. Рост рынка в 2015 году на 3,6% основывался на повышении тарифов по ОСАГО с апреля 2015 года, к настоящему моменту этот рост уже отыгран (а без учета ОСАГО рынок упал бы на 3,8%). Реальный рост показывают только два сегмента — страхование жизни и страхование имущества физических лиц, там есть нереализованный потенциал, уровень проникновения пока крайне низкий. Будет прирастать ДМС — на размер инфляции стоимости услуг ЛПУ. Все остальное будет стагнировать, как и в 2015 году, по крайней мере, по итогам прошедших 4 месяцев эта тенденция сохраняется.
А что вы видите по вашей компании? Тоже стагнация?
Алексей Володин: ВТБ Страхование, в отличие от рынка, показало реальную положительную динамику, при том, что моторное страхование не является нашим приоритетом (менее 10% от сборов). Наша доля на страховом рынке растет по ряду причин, главная из которых — нам удается выигрывать в конкуренции, привлекать клиентов из других страховых компаний. Наша достаточно агрессивная стратегия в отношении нашего ключевого сегмента — крупного корпоративного, индустриального бизнеса — дает свои результаты. По итогам 2015 года корпоративный портфель компании вырос на 21%. Значимая часть этого бизнеса переходит от средних страховщиков, компаний за пределами топ-10. До кризиса клиенты, даже достаточно крупные, были готовы с ними сотрудничать, но сейчас ищут более надежных партнеров. Как итог, например, по страхованию имущества юридических лиц у нас наблюдался прирост сборов в 2 раза до 3 миллиардов рублей, в то время как на рынке было падение на 11%.
Каков масштаб влияния кризиса на корпоративное страхование? Сократились ли бюджеты предприятий на страхование, на чем экономят в первую очередь?

Алексей Володин: Кризис, конечно, оказал влияние на рынок корпоративного страхования. В первую очередь снижается количество реализуемых инфраструктурных проектов, а значит и страхования таких объектов. Рынок страхования имущества юрлиц впервые с 2013 года снизился на целых 11%, крупнейшие страховщики сократили свои портфели. С другой стороны, ВТБ Страхование увеличило свой портфель в этом сегменте на 89%.

При этом умеренный рост показывает сегмент ДМС. В основном это связано с инфляцией на медуслуги. Хотя при этом, объективный спрос на ДМС снижается. Некоторые предприятия, где был широкий социальный пакет, предлагают перейти на ЛПУ попроще, чтобы оптимизировать стоимость страхования. От страхования имущества никто не отказывался. В спецрисках и ответственности, где страхование, по сути, обязательно — тем более.

Алексей Володин

Заместитель генерального директора ВТБ Страхование

В страховании имущества мы сталкивались с другой проблемой. Когда началась волатильность курса доллара, многие клиенты захотели зафиксировать страховую сумму и премию в рублях, хотя до этого они были номинированы в долларах или евро. Нам пришлось провести довольно большую информационную работу с клиентами. Мы объясняли, что если говорить о восстановительной стоимости и указывать сумму в рублях, то при убытке, когда будет, утрачено, например, оборудование, которое закупается за валюту на Западе, выплаты в рублях не хватит — сработает оговорка о недостраховании и пропорциональной выплате. И откуда тогда клиент будет брать недостающую часть средств? В итоге практически все клиенты либо ничего не стали менять, либо перешли на так называемые «трехвалютные договоры» или «двухвалютные договоры». В них отдельно выделяется рублевая составляющая (все то, по чему можно определить восстановительную стоимость в рублях — конструктивные элементы, строения и т.д.), а уникальное оборудование, которое заказывают за рубежом, номинируется в валюте и при страховом случае возмещается с учетом изменившегося курса.

Никакой другой активности страхователей, никаких вопросов «у нас не хватает бюджета, подскажите, что делать, иначе мы вообще ничего страховать не будем» — практически не звучало нигде.

В кризис наблюдается перераспределение рынка в сторону крупнейших страховых компаний, поскольку клиенты не уверены, выживет ли та или иная компания. Насколько актуален этот тренд?
Алексей Володин: Да, безусловно, такой тренд есть. Это обычная практика: в кризис клиенты переходят к крупнейшим страховщикам, которые обладают достаточным капиталом, чтобы нести ответственность перед своими клиентами. По итогам 2015 года топ-10 страховщиков держат 80% рынка.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию