16+
Вторник, 6 декабря 2016
  • BRENT $ 54.90 / ₽ 3504
  • RTS1069.10
23 июня 2016, 04:03 Финансы

ФАС зашвартуется в морских портах

Антимонопольная служба заподозрила несколько стивидорных компаний в завышении цен в морских портах. Теперь портовым грузчикам грозит госрегулирование тарифов

Дудинский морской порт, Красноярский край.
Дудинский морской порт, Красноярский край. Фото: Лев Федосеев/ТАСС

В России вводят очередное госрегулирование тарифов. На этот раз оно касается компаний, которые занимаются погрузкой, разгрузкой и хранением грузов в портах. Иначе такие предприятия называют стивидорами. Как сообщили «Ведомости», к ним появились претензии ФАС. К чему приведет госрегулирование тарифов для портовых грузчиков?

Стивидорные компании — важнейшее звено между производителями и потребителями. Это компании, благодаря которым грузы через порты попадают к получателям. Несколько лет назад тарифы грузчиков регулировало государство. Но в 13-м году решило либерализовать этот рынок. И теперь он не дает покоя сразу нескольким ведомствам. ФАС, например, намерена частично вернуть госрегулирование. У антимонопольщиков нарекания к 9 стивидорам, в том числе в Новороссийске, Петербурге, Мурманске. Служба хочет обязать их согласовывать цены на свои услуги. Делается это в интересах потребителей, чтобы снизить тарифную составляющую стоимости товаров. Тезис сомнительный, говорит независимый аналитик транспортного рынка Дмитрий Адамидов.

Дмитрий Адамидов независимый аналитик транспортного рынка «Для потребителя это мало что поменяет, потому что те потребители, которые уже заплатили, им деньги не вернут. А новые потребители, возможно, получат на какое-то время снижение. Но, как правило, предприниматели пытаются отыграться и через некоторое время найдут повод, чтобы поднять тарифы. Вопрос тарифов не носит такого катастрофического характера, что подняли тарифы, и все рухнуло. Или опустили тарифы, и все зажило. Это один из элементов общей цепочки стоимости».

Антимонопольщики, а помимо них, и Минэкономразвития озабочены и другой составляющей: валютой тарифа. Сейчас они выставляются в долларах. И это логично, поскольку основные клиенты стивидоров — международные транспортные компании. Власти хотят перейти на расчеты в рублях. Делают это тоже из-за заботы о потребителе. Чтобы снизить валютную составляющую в конечной цене продукции, которую поставляют из-за рубежа. А выиграют, скорее всего, не российские потребители, а иностранные судовые компании, они будут платить дешевыми российскими рублями, а сами все равно получать плату в долларах. О других последствиях говорит гендиректор исследовательского агентства Infra News Алексей Безбородов.

Алексей БезбородовАлексей Безбородов генеральный директор исследовательского агентства Infra News «Реально основные контракты происходят в долларах. Мы просто выведем за пределы регулирования определенную ставку, которая будет просто проходить по офшорам. Как сегодня проходит 10-15% по офшорам при расчетах со стивидорами, завтра будет проходить 50%. Зачем это надо, а также зачем надо выводить из государственного оборота такие деньги? Я абсолютно уверен, что регулирование применять не надо. Я хотел бы, чтобы стивидоры были наказаны за свою жадность, но хотел бы, чтобы их наказал рынок, а не государство».

Среди проигравших может оказаться и само государство. Возвращая регулирование, власти опять меняют правила игры. Причем, с последнего раза, когда это происходило, прошло всего 3 года. «Хороший» сигнал иностранцам. Недоумевают сами стивидоры. Они и раньше отправляли ФАС информацию о своих тарифах, но замечаний до сих пор почему-то не было. Что касается перехода в рубли, то это может негативно сказаться на модернизации портов. Так как иссякнет нужный для этого поток валютной выручки. В конце концов, владельцы терминалов — те же экспортеры, они продают свои услуги иностранным компаниям. И вроде бы государственный курс на поддержку таких компаний еще не отменяли.

Рекомендуем:

Актуальные темы:

Фотоистории