16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
18 августа 2016, 17:31 Право

Как суд пожалел студентку «1-го меда», перепостившую текст ИГИЛ

Лента новостей

Вместо четырех лет заключения, о которых просил прокурор, суд назначил 400 тысяч рублей штрафа и освободил из СИЗО студентку Патимат Гаджиеву, неосторожно перепостившую в соцсети публикацию ИГИЛ

Студентка Патимат Гаджиева, обвиняемая в экстремизме, во время рассмотрения ее дела в Московском окружном военном суде.
Студентка Патимат Гаджиева, обвиняемая в экстремизме, во время рассмотрения ее дела в Московском окружном военном суде. Фото: Вячеслав Прокофьев/ТАСС

400 тысяч рублей штрафа — такое наказание назначил 18 августа Московский окружной военный суд студентке пятого курса Медицинского университета имени Сеченова Патимат Гаджиевой за перепост экстремистских материалов «Исламского государства» (запрещена Верховным судом РФ) на своей странице в соцсети. Ранее прокурор просил для подсудимой четыре года заключения в колонии-поселении.

Неожиданно мягкий приговор стал для Патимат Гаджиевой настолько большой неожиданностью, что она никак не могла в него поверить. Просидевшая десять месяцев в женском в СИЗО в Печатниках девушка была освобождена из-под стражи в зале суда. Оказавшись на улице, она бросилась в объятья старшего брата Алигаджи Гаджиева и долго плакала. «Вы верили, что выйдете, или готовились отправиться в колонию?» — спрашивали ее репортеры. Но осужденная лишь качала головой. Немного успокоившись, она рассказала, как сокамерницы думали, что ее осудят за один день. «Они удивились, когда меня вчера обратно привезли. Думали, мне уже назначили срок», — призналась фигурантка.

Процесс над 20-летний уроженкой Дагестана прошел стремительно и занял всего два дня. За это время тройка судей под председательством Михаила Кудашкина допросила подсудимую, исследовала собранные доказательства и провела прения сторон.

Девушка была арестована 24 ноября 2015 года после того, как в поле зрения сотрудников Центра по противодействию экстремизу УВД по ЦАО попала ее страница «ВКонтакте», точнее то, что хранилось в удаленном архиве: там был найден стоп-кадр видеозаписи казни, которую распространили в интернете боевики «Исламского государства», и текст экстремистов на русском языке, названный молитвой. В нем боевики призывали к убийствам христиан, людей других вероисповеданий и вообще врагов ИГИЛ. Гаджиевой предъявили обвинения по двум статьям: в публичных призывах к терроризму (ч. 1 ст. 205.2. УК РФ), а также в разжигании национальной розни (ч. 1 ст. 282 УК РФ).

В суде девушка уверяла, что не поддерживает идеологию боевиков, и лишь хотела обсудить с друзьями заинтересовавшую ее тему. «Мне хотелось понять с точки зрения ислама, правильны их действия или нет», — объясняла она. Подсудимая подтвердила, что действительно перепостила материалы из Интернета, однако не имела преступного умысла. «Я не согласна с этой записью», — подчеркнула Гаджиева. По ее словам, она не думала, что какие-либо действия в социальной сети приведут к уголовному преследованию.

В четверг прокурор Павел Емельянов запросил для подсудимой четыре года лишения свободы в колонии-поселении. При назначении наказания он просил учесть, что, согласно ответам из госучреждений Дагестана, брат Гаджиевой стоит на учете как радикальный экстремист.

Позиция адвокатов подсудимой Тимура и Мурада Алиевых слегка сбила с толку судей. Дело в том, что последний попросил назначить его подзащитной штраф, так как она признала вину частично. «В ходе процесса мы выяснили, что Гаджиева все-таки вину не признает, — обратился к защитнику судья, — а вы утверждаете обратное». В итоге вместе со своим коллегой адвокат попросил вынести его подзащитной оправдательный приговор.

В последнем слове Патимат Гаджиева сказала, что попала в уголовное дело по легкомыслию. «Я не задумывалась, что сделала, что это повлечет за собой и что это противозаконно. Соцсети для меня — это виртуальная реальность», — призналась она. Подсудимая подчеркнула, что не поддерживает ИГИЛ и разжигать межрелигиозную рознь не собиралась. «Я сделала выводы и очень хочу вернуться к учебе. Я прошу вас вынести справедливое решение», — попросила она судей.

Выйдя через час из совещательной комнаты, судьи озвучили вводную и резолютивную части приговора. Михаил Кудашкин сообщил, что при назначении наказания суд учитывает молодой возраст подсудимой и данные о ее личности. Так как Гаджиевой был назначен штраф, суд постановил освободить ее в зале суда. «Учитывая, что вы находились под стражей, суд решил назначить вам такой мягкий приговор. В следующий раз никто вас жалеть не будет», — объяснил Кудашкин девушке принятое решение.

Адвокаты признались, что ждали худшего. Они не собираются обжаловать приговор. «Из всех возможных вариантов этот — наилучший», — сказал Business FM адвокат осужденной Тимур Алиев. По его словам, согласно судебной практике, люди, обвиняемые по статье «публичные призывы к терроризму», получают реальные сроки — в среднем два года в колонии-поселении. В свою очередь, прокурор сообщил, что примет решение о возможности подать апелляционное представление после того, как изучит описательно-мотивировочную часть приговора.

Родственники подсудимой не могли скрыть радость от благополучного исхода дела. Старший брат Патимат Алигаджи Гаджиев (тот самый, что был назван радикальным экстремистом) рассказал Business FM, что узнал о своем статусе в МВД не так давно. «Никто вам об этом не сообщает. Можно попасть в список радикальных экстремистов очень легко, например, ходить в мечеть, которую власти «демонизируют». Вы выходите оттуда после пятничного намаза, вас забирают в полицию, а потом вы оказываетесь на профучете», — поведал молодой человек. По его словам, в итоге людям довольно легко приписывают приверженность к ортодоксальным течениям, которых в Дагестане приравнивают к ваххабизму.

Сейчас, как говорит Гаджиев, в Махачкале более 10 тысяч человек таким образом поставили на профилактический учет, в масштабах республики — свыше 100 тысяч. Он сообщил, что после принятия антитеррористического «пакета Яровой» активность правоохранителей в республике заметно усилилась. «До этого я много раз ездил к родным в Москву, меня никто не останавливал, а в последнее время при выезде из Махачкалы — дважды. Спрашивают, куда еду, надолго ли», — рассказал он. Юноша собирается обжаловать в суде постановку в МВД на профилактический учет.

Что же касается его сестры, то, по словам Патимат Гаджиевой, ее единственное желание сейчас — поскорей закончить учебу и получить диплом врача. На время ареста ей пришлось взять в вузе академический отпуск.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию