16+
Четверг, 14 декабря 2017
  • BRENT $ 62.94 / ₽ 3693
  • RTS1146.58
16 октября 2009, 21:47 Макроэкономика

Экономисты стали доверять индексам помады и тары

Лента новостей

Разного рода косвенные индикаторы, такие как индекс помады или индекс картонной тары, часто точнее любых сложных моделей и теорий указывают на перспективы экономики. В основе таких открытий — законы потребительского поведения

Отражение девушки, красящей губы. Фото: Koen Cobbaert/flickr.com
Отражение девушки, красящей губы. Фото: Koen Cobbaert/flickr.com

За открытие подобных экономических корреляций едва ли присудят Нобелевскую премию. Но разного рода косвенные индикаторы, такие как индекс помады или индекс картонной коробки, часто точнее любых сложных моделей и теорий указывают на перспективы экономики. В основе многих таких открытий — законы потребительского поведения и обыкновенная наблюдательность.

Освещая на этой неделе присуждение очередной Нобелевской премии по экономике, многие обозреватели не могли не коснуться вопросов об эффективности экономики как науки, вновь возникающих в последнее время. В кризисное время все чаще можно встретить недоверчивое отношение к «красивым» эконометрическим моделям и теориям, которые не помогли спрогнозировать и предотвратить спад.

Нобелевский лауреат Пол Кругман опубликовал в The New York Times статью, объясняющую бессилие экономической науки против кризиса. В статье он обвиняет своих коллег в близорукости и игнорировании очевидного. «Немногие экономисты видели приближение нынешнего кризиса, но неспособность предсказать его — наименьшая из проблем экономической науки. Куда важнее то, что вся отрасль оказалась не в состоянии увидеть саму возможность катастрофических отказов рыночной экономики. Как мне представляется, экономика сбилась с пути, потому что экономисты в массе своей ошибочно приняли за правду красоту, облицованную убедительно выглядящими математическими выкладками».

В то время как экономисты вынуждены реабилитироваться, общество все же пытается понять: как предсказать спад или увидеть первые «зеленые ростки» экономического подъема? И здесь есть своя «народная мудрость». За многие годы было обнаружено много более или менее закономерных корреляций.

Например, опережающими индикаторами роста производства является официально публикуемый в США индекс вакансий — Help Wanted Index. Или индекс морских перевозок Dry Baltic Index, отслеживающий цены на морские перевозки насыпных и навалочных грузов по всему миру.

Как писал ранее BFM.ru, Baltic Dry 20 мая прошлого года достиг рекордного уровня —11793 пункта, но рухнул 5 декабря до 663 пунктов, минимума с августа 1986 года. В результате по итогам 2008 года значение индикатора снизилось более чем на 91%. Последние торги в прошлом году он завершил на уровне 774 пункта. Таким образом, увеличение Baltic Dry в 2009 году превышает в 2,8 раза минимальный уровень, но этого недостаточно, чтобы восстановить прежний уровень грузовых грузоперевозок и суда продолжают скапливаться у причалов или идут на слом.

Это признанные и всерьез анализируемые показатели. Однако существует еще и масса забавных альтернативных критериев, которые часто оказываются верными.

Например, индекс попкорна. Продажи попкорна в кинотеатрах считаются довольно чувствительным индикатором потребительского поведения в целом.

Индекс консервированной фасоли. Как отмечают обозреватели BBC, продажи фасоли, классического продукта из рациона в периоды спада, в апреле выросли на 21,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Не исключено, что разворот этой тенденции может говорить о начале подъема.

Довольно известным является индекс помады. Его логика проста. В трудные времена женщины не могут лишний раз приобрести, например, дорогую сумку или обувь, зато — могут порадовать себя какой-то мелочью из косметики. Так, было замечено, что во времена экономического спада растут продажи помады. И придумали соответствующий экономический индикатор.

Еще более интересна корреляция экономического цикла с длиной юбки от состояния экономики.

Согласно этой теории, тенденции в экономике можно прогнозировать по тому, какова средняя длина юбок и платьев в модных коллекциях. Если юбки короткие, рынки растут, в обратном случае — падают.

Логическое объяснение состоит в том, что более длинные модели пользуются спросом, когда потребители чувствуют неуверенность в завтрашнем дне, опасаются за свои перспективы и сокращают расходы. Фасоны мини выбирают оптимистичные и уверенные в себе потребители (а это предполагает рост рынка).

В начале 2008 года в Лондоне, Нью-Йорке, Милане обозреватели отмечали выраженную тенденцию к удлинению силуэта и снижению линии подола. И уже тогда стали строить предположения о падении фондового рынка. Оглядываясь назад, можно сказать, что они были пророческими. CNBC приводит ссылку на статью Reuters от 7 сентября 2007 года под названием Low Hemlines Spell Bad News for the Market? (Грозят ли длинные юбки неприятностями на финансовом рынке?)

В Японии обнаружили, что на подъем в экономике указывает индикатор длинных волос. По его показаниям, женщины носят длинные волосы в период спадов и делают короткие стрижки в периоды бума. Японцам, которые пережили, «потерянное десятилетие» стагнации, должно быть, виднее.

Что касается мужчин, то и их потребительское поведение может указывать на состояние экономики. Было замечено, что при ухудшении экономической конъюнктуры мужчины реже покупают новое нижнее белье и, соответственно, его продажи сокращаются, о чем свидетельствует специальный индекс — Men's Underwear Index. Говорят, бывший глава ФРС Алан Гринспен (Alan Greenspan) доверял его показаниям.

Кроме того, существует еще индекс галстука. Мужчины чаще начинают носить галстуки во время рецессии, чтобы продемонстрировать, что они не потеряли работу.

Если у вас болит голова, примите аспирин. И это зачтется в индексе аспирина, который обычно растет при падении фондовых рынков. Обычно этот показатель рассматривают больше в шутку, нежели всерьез. По-настоящему теория не изучалась, подчеркивает CNBC. Тем не менее, в 2008 году, например, фармкомпания Wyeth действительно отмечала рост продаж обезболивающего Advil по сравнению с 2007 годом.

Достаточна очевидна логика индекса тары/картонной коробки. По сути, чем больше требуется упаковки, которая необходима для поставки товара клиентам, тем выше спрос на продукцию. Алан Гринспен тоже руководствовался этим индикатором, сообщает CNBC.

Известным сигналом является также индикатор гарвардских дипломов MBA (Harvard MBA Indicator).

Это долгосрочный и вполне логичный индикатор. В его основе процентная доля выпускников Школы бизнеса Гарвардского университета, выбирающих работу в сферах, чувствительных к динамике финансовых рынков, например, в инвестиционных банках, фондах прямых инвестиций и трейдинге. Если руководствоваться этим индикатором, инвесторам следует уходить с рынка, если в финансовую отрасль устремляются более 30% выпускников с MBA. Если же их доля составляет менее 10%, следует открывать длинные позиции.

Суть в том, что чем больше гарвардских выпускников выбирает карьеру финансиста, тем больше вероятность, что рынок приближается к своему максимуму. Либо это может даже указывать на разрастание «мыльного пузыря», который скоро лопнет. И наоборот, в условиях падающего и вялого рынка на Уолл-Стрит стремится заметно меньше выпускников, а это может говорить о благоприятной возможности для покупки по сниженным ценам.

Индикатор был придуман Роем Сойфером (Roy Soifer), выпускником Гардвардской бизнес-школы. В 1987-м и 2000 году этот индекс давал сигналы к продаже, и в эти годы индекс S&P показал изменение на +2,04% и -9,78%, соответственно. Тем не менее, показания индикатора в 1987 году, несмотря на положительный итог по S&P за год в целом, также можно назвать пророческими — с учетом обвала рынка осенью того года.

Рекомендуем:

  • Фотоистории