Ядерное предложение Путина к США
Лента новостей
Президент России поставил США перед выбором: утилизация плутония в обмен на отмену санкций и другие условия. Пойдут ли Штаты на компромисс или нас ждет новый виток эскалации?
Владимир Путин приостановил утилизацию оружейного плутония до тех пор, пока США не изменят недружественную политику в отношении России. О чем конкретно идет речь, прописано в законопроекте, который президент внес в Госдуму.
Москва потребовала от Вашингтона сократить американский контингент войск в странах НАТО до уровня 2000 года, отменить закон Магнитского и закон о поддержке свободы Украины, отменить все санкции против России и компенсировать ей ущерб за санкции и вынужденные контрсанкции, а также предоставить четкий план по необратимой утилизации оружейного плутония со своей стороны.
Отметим, что нигде в мире, кроме России, до сих пор нет технологии, позволяющей перерабатывать плутоний. Последние шаги Москвы объяснили в российском МИД. Сергей Лавров заявил, что у США не получится говорить с Россией с позиции силы, языком санкций и ультиматумов и при этом продолжать выборочное сотрудничество. Он также отметил, что Россия вернется к соглашению по плутонию, если Вашингтон скорректирует свою политическую линию и устранит обстоятельства, которые изменили баланс в мире.
Насколько чувствительно для США решение России о приостановке утилизации плутония? И какими могут быть ответные действия? Ситуацию Business FM прокомментировал профессор МГИМО Валерий Соловей.
Выход России из соглашения по плутонию может быть на руку США, считает директор Центра энергетики безопасности, главный редактор журнала «Ядерный клуб» Антон Хлопков: «Не думаю, что США будут лить по этому законопроекту слезы, поскольку во многом это облегчит действия США, развяжет им руки в выборе дальнейшей судьбы их оружейного плутония. Я склоняюсь к мысли о том, что США, скорее всего, выберут отложенное решение проблем утилизации плутония, то есть продолжат его хранить в том виде, в каком он сейчас находится. Не думаю, что США будут реализовывать один или другой сценарий утилизации плутония в одностороннем порядке. Возвращаясь к условиям возвращения России к соглашению, на мой взгляд, все-таки основным условием является последний пункт, что США должны окончательно определиться со способом утилизации плутония и начать соответствующие работы. Сегодня США пытаются сидеть на двух стульях. С одной стороны, по действующему соглашению, они должны утилизировать плутоний в виде МОХ-топлива, то есть сжигать в энергетических реакторах; с другой стороны, в США все больше сторонников того, чтобы плутоний просто захоранивался в горных породах».
К концу холодной войны Россия и США суммарно накопили более 270 тонн оружейного плутония. Этого количество достаточно, чтобы произвести 18 750 бомб, подобных той, что была сброшена на Хиросиму. В двухтысячном году страны договорились уменьшить свои запасы на 34 тонны. Причем основным способом утилизации была указана переработка плутония в ядерных реакторах. Есть ряд технических сложностей, которые не позволяют сжигать топливо в обычных реакторах. Над технологией работали во многих странах, в том числе во Франции, Японии и США. Но построить действующий реактор на быстрых нейтронах смогла только Россия. В прошлом году она запустила так называемый БН-800 на 4 энергоблоке на Белоярской АЭС в Свердловской области. В США не смогли создать технологию для переработки плутония и решили его просто захоранивать. А так как период полураспада этого материала — 24 тысячи лет, его можно в любой момент извлечь и использовать в военных целях. Именно этот момент не устраивает Москву.