Зять Бориса Ельцина рассказал о ставленниках Березовского в «Аэрофлоте»
Лента новостей
Зять первого российского президента Бориса Ельцина, заместитель министра транспорта РФ Валерий Окулов сегодня дал показания в Савеловском суде Москвы на процессе по второму «делу Аэрофлота» — о хищении почти 123 млн долларов. Бывшего гендиректора авиаперевозчика допросили как свидетеля
Замглавы Минтранса Валерий Окулов сегодня дал свидетельские показания в Савеловском суде Москвы на заочном процессе по делу первого заместителя гендиректора «Аэрофлота» Николая Глушкова, обвиняемого в хищении почти 123 млн долларов. По версии следствия, последний был назначен на эту должность по протекции Бориса Березовского. В суде свидетель заявил, что не знал о ставленниках олигарха внутри компании, а о криминальном характере внедренных ими схем узнал лишь из публикаций СМИ.
Допросить зятя первого российского президента Бориса Ельцина удалось с третьей попытки. В первый раз Окулов прибыл на процесс 25 октября, когда суд приступил к рассмотрению дела Глушкова, получившего политическое убежище в Великобритании. Однако тогда у судьи оказались другие планы, и Окулову выписали новую повестку на 8 ноября. В это день он не пришел, зато явился в среду.
Заняв место за свидетельской трибуной, высокий стройный мужчина, никак не выглядящий на свои 64 года, рассказал, что на работу в «Аэрофлот» он пришел еще в 1975 году. Свою карьеру в авиации Окулов начинал штурманом самолетов АН-124 и Ан-12, Ту-154 и ИЛ-86. Потом стал инструктором Центра подготовки авиаперсонала, позже — первым заместителем гендиректора «Аэрофлота» по организации производства. А в мае 1997 года был назначен гендиректором авиапервозчика, проработав в этой должности 12 лет, вплоть до весны 2009 года.
Люди Березовского
Свои отношения с фигурантом уголовного дела Николаем Глушковым он охарактеризовал как «производственные», заверив, что у него нет причин для его оговора. Отвечая на вопросы прокурора, Окулов заверил, что ничего не знал о том, что Борис Березовский лоббировал назначение Глушкова на должность первого заместителя гендиректора «Аэрофлота» по экономике и финансам, а Александра Красненкера (скончался в 2005 году — Business FM) — замгендиректором по коммерции. «Они пришли на работу в «Аэрофлот» еще до моего назначения членом правления и заместителем», — сказал свидетель. При этом он признал, что такие «разговоры были», но с ним «эти вопросы не обсуждались».
По версии следствия, Глушков и Красненкер наряду со швейцарским финансистом Хансом Питером Йенни входили организованную преступную группу, созданную Борисом Березовским. Известный российский олигарх в то время занимал должность секретаря Совета безопасности РФ. Именно он, как утверждает СКР, расставил на руководящие посты в «Аэрофлоте» своих людей — Глушкова и Красненкера. Они убедили предыдущего директора «Аэрофлота», маршала авиации Евгения Шапошникова в необходимости получения крупных займов у созданной в Швейцарии группы компаний Forus в иностранной валюте с целью «финансового оздоровления» авиперевозчика. Полученные кредиты «Аэрофлот» гасил за счет роялти — средств, которые платили российской стороне за пролет над нашей территорией иностранные авиакомпании: нидерландская авиакомпания KLM, немецкая Lufthansa, итальянская Alitalia , британская British Airwayas и скандинавская SAS. Проведенная в 2000 году ревизия Минфина показала, что необходимости получения крупных ссуд у «Аэрофлота» в то время не было. Следствие констатировало, что с апреля 1996 года по апрель 1999 года преступная группа похитила 122,6 млн долларов. Николаю Глушкову инкриминировали мошенничество в особо крупном размере (ч.4 ст. 159 УК РФ).
Выступая в суде, Окулов рассказал, что Бориса Березовского он видел лишь однажды — на первом заседании правления «Аэрофлота» в 1995 году, когда общество акционировалось. Отношения Березовского и Глушкова он охарактеризовал как «товарищеские».
По словам Окулова, в 1996 году компания закончила работу с убытками. Поэтому заняв должность гендиректора, он поручил подчиненным принять меры к выводу «Аэрофлота» из тяжелого финансового состояния. «Убыточной была сама основная деятельность компании в силу низкой экономической эффективности используемого парка воздушных судов, неэффективной маршрутной сети и плохой загрузки», — выступал Окулов.
Впрочем, он отметил, что сотрудничать с зарегистрированной в Швейцарии группой компаний Forus «Аэрофлот» начал еще до его назначения гендиректором. Брать у нее кредиты предложил Николай Глушков, чтобы покрыть дефицит оборотных средств. По словам Окулова, ему не было известно, что он и Борис Березовсий были ее совладельцами, и что Глушков возглавлял московское представительство Forus.
Руководство извне
Свидетель сообщил, что спустя несколько лет в «Аэрофлоте» был проведен анализ всего экономического блока компании. «Он сказал, что в компании де-факто существует внешнее управление», — сообщил Окулов. По его словам, на эту мысль навели несколько случаев. «Материалы, которые я направлял на рассмотрение либо Глушкову, либо Красненкеру, фактически не исполнялись. В отношении этих материалов приходили заключения об их нецелесообразности совершенно от сторонних лиц и организаций», — пояснил экс-глава «Аэрофлота». Он отметил, что такое положение его «не устраивало». В итоге Окулов принял решение уволить ряд руководителей «экономического блока»: Николая Глушкова, Александра Красненкера и заместителя последнего Леонида Ицкова.
«А вам было известно, что на счетах компании Andava, которая выполняла функции единого валютного казначейского центра «Аэрофлота», находились средства, значительно превышавшие деньги, представленные Forus «Аэрофлоту» в качестве кредитов?», — спросил свидетеля прокурор Амирхан Костоев, подводя его к мысли о том, что необходимости в крупных займах не было.
«Нет», — признался Окулов.
Он также уверял, что ему не было известно и о том, что Andava была также подконтрольна Глушкову и Березовскому. По словам бывшего гендиректора «Аэрофлота», о криминальном характере финансовых схем топ-менеджмента он узнал «намного позже, когда пошли публикации в СМИ». Тогда он пришел к выводу, что финансовое оздоровление «Аэрофдлота» можно было провести и без этих двух фирм, и отказ от сотрудничества с ними в итоге способствовал получению компанией прибыли.
Стоит отметить, что сам Николай Глушков отрицает совершение каких-либо хищений. Ранее в интервью Business FM, он заявил, что кредиты, которые Forus предоставлял «Аэрофлоту», выдавались по более низким процентным ставкам, нежели те, что могли в то время предложить российские банки. Сейчас бизнесмен готовится к процессу по иску «Аэрофлота» к нему и группе компаний Forus о взыскании ущерба в 122,6 млн долларов. Его рассмотрение должно начаться в феврале 2017 года в Высоком суде правосудия Англии (High Court of Justice).