Имущественный спор Польши и Украины с политическим оттенком
Лента новостей
Поляки готовят первые иски к Украине с требованием выплатить им компенсации за потерянные во времена СССР земли. Некоторые находят в процессе реституции не просто имущественный спор, но и политику
Первые суды по реституции граждан Польши с Украиной. Речь идет о 4 исках с требованием компенсаций за собственность — в основном за недвижимость — на территории нынешней Западной Украины, которая в 1939 году отошла СССР. В Польше эту территорию принято называть «Восточными Кресами».
Сейчас готовятся первые четыре иска. Но скоро их может оказаться сотни, если не тысячи. Очевидно, что проблему эту придется решать либо Украине, либо Польше. Но это не просто имущественный спор. Он явно имеет политический оттенок, считает независимый польский журналист Зыгмунт Дзенцеловский.
Зыгмунт Дзенцёловский независимый польский журналист «Организация, которая представляет этих людей, здесь воспринимается как некоторый политический инструмент, которым пользуется Россия в своих политических трениях с Польшей. В основном пишут о ней русские СМИ, а не польские. Понятно, что эта ситуация создает некоторые трения между Польшей и Украиной. Официально Варшава всячески поддерживает стремление украинских властей пойти по направлению в Европу. Это ситуация имеет собственную динамику. С одной стороны, мы имеем эту организацию, с другой стороны, мы имеем разногласия между Польшей и Россией, между Россией и Украиной. Это такой треугольник. С другой стороны, все-таки есть какие-то права бывших собственников. В Польше нет специального закона, который гарантирует возвращение конфискованного имущества после войны. Но через суды многие собственники получают свою собственность обратно или получают компенсацию от государства. И поэтому в этом стремление разрулить эту ситуацию в отношениях не только, кстати, с Украиной, но и с Литвой, и Белоруссией. Конечно, есть какая-то своя определенная логика. Она накладывается на большой клубок политических проблем. И что из этого выйдет, трудно, конечно, предсказать».
Идея учредить ассоциацию наследников конфискованной собственности возникла в Польше после заключения соглашения об ассоциации Украины с ЕС, политическая и экономическая части которого были подписаны в марте и июне 2014 года. Этот документ предусматривает справедливое решение подобных вопросов. В Европе такая практика действительно существует. Хотя ожидать быстрого и крупного возмещения несколько наивно, считает партнер адвокатского бюро А2 Михаил Александров.
Михаил Александров партнер адвокатского бюро А2 «Это не какой-то уникальный, совершенно экстраординарный в истории Украины случай. Нет, практика такая есть. Я не думаю, что они получат какую-то землю, но можно претендовать на некую компенсацию, которая в итоге будет присуждена, или будет достигнуто некое соглашение об урегулировании претензии. В рамках ЕС существует механизмы, которые позволяют такие споры урегулировать. Созданы эти механизмы были исторически, потому что, когда Европа объединялась, очень много взаимных территориальных претензий, много было войн. Сказать, что 100% такие иски всегда удовлетворяются, конечно, нельзя. Но есть хорошие шансы на то, что придется как-то это тем или иным способом урегулировать, чтобы просто не длить эти бесконечные судебные процессы, потому что во всех европейских инстанциях ведение этих процессов достаточно затратно для любой из сторон».
Восточными Кресами в Польше называют территории нынешних Западной Украины, Белоруссии и Литвы. Они входили в состав Польши с 1921 по 1939 год по Рижскому договору, заключенному между Москвой и Варшавой. Ранее сообщалось, что общая сумма исков может составить 5 млрд долларов.