Минэкономразвития, Генпрокуратура и ФСБ будут проверять госзакупки на коррупцию
Лента новостей
Как сообщает газета «Ведомости», такая мера содержится в соответствующем законопроекте Минэкономразвития
Документ предполагает и ряд других новшеств. Минэкономики считает, что поставщики должны раскрывать не только выгодоприобретателей, у которых более 10% компании, но и тех, кто может влиять на ее деятельность.
Комментирует гендиректор Объединения профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок Георгий Суходольский.
Георгий Суходольский гендиректор Объединения профессиональных специалистов в области государственных, муниципальных и корпоративных закупок «В поправках, тех, которые предлагаются, кроме оговорки про 10% добавляется более широкая формулировка — прямо или косвенно контролировать действия хозяйственного общества. Здесь не говорится явным образом уже о том, что это член семьи или не член семьи. То есть, это может быть даже абстрактный совсем выгодоприобретатель. То есть, реальный бенефициар этого общества, который формально и супружескими узами никак с ним не связан, но так или иначе дружескими отношениями, школьными отношениями или еще каким-то образом имеет возможность контролировать действия хозяйственного общества».
Минэкономики также в своем законопроекте расширяет понятие «конфликт интересов». Сейчас данное нарушение возникает, если заказчик и исполнитель госзаказа — близкие родственники или супруги. Ведомство предлагает дополнить список фиктивно расторгнувшими брак, а также проживающими вместе гражданами.
Директор Департамента развития контрактной системы Минэкономразвития России Максим Чемерисов в письме сообщил Business FM, что «основной задачей является автоматизация процессов выявления аффилированности в закупках. Для этого предполагается задействовать информационные ресурсы ФНС России, Росфинмониторинга, органов ЗАГС и иных информационных систем». Партнер Paragon Advice Group Александр Захаров сомневается в работоспособности идеи:
- Да, безусловно, на конкретный момент времени такие требования легко выполняются и соблюдаются с учетом того, что мало кто проверяет конкретного бенефициара, то есть, физическое лицо. Не требуется предоставлять какое-то резюме, не требуется предоставлять профайла, связанного с существованием этой компании, оборотов у нее или, соответственно, у нее навыков или экспертных возможностей. То есть с точки зрения рынка сейчас к госзаказу допускаются любые посредники, которые фактически выполняют обязательства по раскрытию, показывают физических лиц, но их проверка не проходит достаточно тщательно со стороны самих органов, проводящих госзаказ.
- То есть, тут сложностей никаких нет проверить вот это все?
- Сложностей проверить нет, но почему не проверяют, это вопрос.
- А тут также вот министерство выступило с инициативой расширить понятие конфликты интересов. То есть, сейчас заказчик, выгодоприобретатель являются близкими родственниками или супругами, да, возникает конфликт интересов, а вот ведомство предлагает включить в эту категорию также людей, которые живут вместе или фиктивно расторгли брак. Фиктивно расторгли брак, здесь понятно, что это можно все выяснить, а вот насколько живут вместе, да, насколько здесь доказуемо, насколько выполнимо?
- Это крайне резиновые требования, поэтому с точки зрения правовой определенности, с точки зрения юриста, конечно же, эти нормы мертвые. А если говорить о вопросах ответственности при проведении госзаказа, тут нужно принимать уголовную ответственность, по сути, тех лиц, которые участвуют в проведении подобных мероприятий госзаказа.
Ввести уголовную ответственность за нарушения при госзакупках еще летом предложил генпрокурор. Юрий Чайка в июле утвердил план по борьбе с коррупцией и откатами в госзаказе.
В октябре глава МВД Владимир Колокольцев сказал, что госзакупки «наиболее подвержены криминальным посягательствам» наряду со строительством, здравоохранением, а также образованием и наукой.