На что готов Трамп ради дружбы с Россией? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
11 января избранный президент США Дональд Трамп проведет свою первую пресс-конференцию, на которой, как ожидают, обрисует контуры своей политики на первоначальный период после инаугурации
При наблюдении американских внутриполитических дискуссий из России может создаться впечатление, что центральной темой этих дискуссий остается так называемый хакерский скандал. То есть дело о якобы вмешательстве Кремля в ход избирательной кампании в США с целью привести в Белый дом Трампа. Скандал действительно громкий, Трампу, наверняка, зададут вопросы о его отношении к недавно опубликованной несекретной части доклада американского разведсообщества на эту тему. Тезис о русских хакерах, приведших к победе миллиардера на президентских выборах, и дальше будет использоваться в американской внутриполитической борьбе. Часть республиканцев в Конгрессе, например, давний наш «заклятый друг» Джон Маккейн, настроена столь непримиримо, что готовит пакет новых санкций в отношении России. Они должны будут ударить на сей раз по финансовой и энергетической сферам. Это может стать поводом для конфликта между Белым домом и Конгрессом.
В то же время у Америки есть и другие проблемы. Например, такая. Будет ли отменена уже в ходе первой сессии Конгресса, где у республиканцев большинство в обеих палатах, масштабная медицинская реформа Обамы? В ходе избирательной кампании Трамп обещал сделать это немедленно, как только въедет в Белый дом. И хотя за время действия реформы число имеющих медицинскую страховку в Америке увеличилось на 22 миллиона человек, республиканцы настроены решительно. Мол, это все — «социализм» и принудительное налогообложение граждан. Мол, рыночные принципы не работают, и это привело к удорожанию стоимости услуг и повышению цены страховки для многих американцев, прежде всего, представителей среднего класса. Основные дискуссии теперь развернутся по вопросу, будет ли отменена так называемая Obamacare без какой-либо замены, или же будет выработан план постепенного перехода на новую систему медицинского страхования, чтобы этот рынок не рухнул в одночасье.
Другая важная тема — борьба с нелегальной иммиграцией. Трамп грозился чуть ли не 2 миллионам нелегалов, которые были замечены в нарушении законов, депортацией в первые же дни пребывания президентом. Не отказывался он и от своей идеи построить стену на границе с Мексикой, чтобы в США не проникали новые нелегалы. Правда, он хочет ее строить за счет самой Мексики. Как же он заставит ее платить? Вопрос интересный. Скорее всего, он тоже будет задан на пресс-конференции. Многое по этой части могут прояснить уже начинающиеся слушания по утверждению нового генпрокурора, он же министр юстиции, коим Трамп видит одного из самых консервативных сенаторов — 70-летнего Джеффа Сейшнса из Алабамы. Кажется, в Сенате нет никого, кто был бы более решительно настроен по отношению к нелегальным иммигрантам, нежели он.
Также и до, и после выборов Трамп неоднократно говорил, что у него имеется масштабная программа перевооружения американских вооруженных сил. Модернизация ожидает, прежде всего, ядерные силы, а также военно-морской флот, который будет призван противостоять Китаю в Тихом океане. Тут тоже может быть много вопросов.
Отдельный блок вопросов о том, что Трамп собирается делать в экономике. Оптимистичное ралли на рынках, вызванное его победой, заканчивается. Накануне пресс-конференции выросли котировки золота, что обычно свидетельствует о напряженной неопределенности на рынках. Главе Федрезерва Джанет Йеллен еще сидеть на своем посту год, однако ей уже подыскивают сменщиков из людей, близких Трампу. И они все, насколько можно понимать, являются сторонниками гораздо более решительного повышения учетной ставки, нежели ранее планировалось.
У Америки много проблем и планов. И проблема отношений с Россией, при всей значимости раздутого напоследок администрацией Обамы скандала вокруг русских хакеров, — далеко не главная проблема. Выстраивание отношений с Москвой, в принципе, не является самой неотложной и самой первоочередной задачей новой администрации. И когда у нас начинают рассуждать на тему, не доведет ли излишняя самостоятельность Трампа на российском направлении и стремление наладить с ней диалог до его импичмента после конфликта с большей частью политической элиты Америки, то это сильное преувеличение. Миллиардер Трамп — прагматик. Он не будет ставить на кон свое президентство именно из-за России и не будет биться с собственной партией за то, чтобы дружить с Путиным. И мы в этом скоро убедимся, если уже не на первой его пресс-конференции, то быстро.