Текстильная промышленность: сукно — военным, бумага — рабочим
Лента новостей
Потеря Польши и российские суррогаты
Текстильная отрасль, основанная в значительной мере на переработке импортного сырья, медленно сокращала производство в течение войны, потеряв к 1917 году более 157 млн рублей от 1 млрд 477 млн рублей последнего довоенного года.
В текстильной промышленности под влиянием военных событий произошли весьма существенные изменения во внутренней структуре и ассортименте вырабатывавшихся товаров. С потерей польского промышленного района прекратился ввоз изготавливаемых там тканей, особенно сильно конкурировавших с русским производством в области шерстяных, зимних бумажных и различных смешанных материалов. Кроме того, значительно возрос спрос на шерстяные ткани для обмундирования армии, но так как шерстяная промышленность пострадала сильнее всех, то скоро она оказалась не в состоянии его удовлетворить, в результате чего стали более востребованы суррогаты в виде тяжелых бумажных тканей.
Значительно возрос спрос на грубые мешковину и брезентовые ткани для нужд армии. Все это привело к значительному огрублению и понижению качественного уровня всей текстильной промышленности. Чем выше была степень обработки материала, тем больше сократилось его производство во время войны. Особенно резко пострадала последняя стадия текстильного производства — отделка, окраска и набивка тканей.
Чистые ситценабивные и отделочно-красильные фабрики в 1916 году сократили свое производство на 46,9% по сравнению с 1913 годом. Производство шерстяных материалов вплоть до 1916 года держится на довоенном уровне. Снабжение шерстяными тканями с началом военных действий резко сократилось: около половины всего шерстяного производства было сосредоточено в Польше.
В таких условиях шерстяные фабрики, с самого начала войны полностью загруженные военными заказами, были вынуждены сократить производство легких и тонких сукон, камвольных и сравнительно сложных и ценных по выработке сортов. В наиболее благоприятных условиях находилась льняная промышленность, освободившаяся от конкуренции джутовых тканей (из-за прекращения импорта) и хлопчатобумажных тканей из-за сокращения производства ситцев и легких бумажных тканей.
Льняные фабрики достаточно снабжались сырьем, благодаря внутренним сборам и сокращению экспорта льна. В отличие от тяжелой, легкая промышленность за время войны не только не приобрела нового высокого технического опыта, но, наоборот, деградировала в качественном отношении. Армии и населению требовались куда менее разнообразные и более грубые и дешевые ткани и одежда.