«Угольная блокада». Будет ли на Украине третий Майдан?
Лента новостей
Украинцы без тепла — радикалы блокируют поезда с углем из ДНР. Эта тема активно используется для того, чтобы вывести людей на улицы. В Киеве сегодня вспоминают Майдан и подводят итоги
Участники «угольной блокады» на Украине грозят блокировать железнодорожное сообщение Украины с Россией. Как заявил народный депутат Украины Семен Семенченко, с начала акции был перекрыт проезд 16 тысяч вагонов.
Радикально настроенные граждане, напомним, уже почти месяц не дают проходить поездам с углем из ДНР на территорию Украины. Полицейские пытались пресекать эти акции, но попытки эти успеха не приносили. И теперь радикалы уже грозят блокировать и все железнодорожное сообщение Украины с Россией. Хватит ли на это сил у сторонников блокады?
Вадим Карасев украинский политолог, директор «Института глобальных стратегий» «Пока нет, но у Семенченко хватит сил для переноса блокады в парламент. Не исключаю, что во вторник будут блокировать трибуну. Это уже вопрос не торговли с некотролируемыми территориями, а вопрос консолидации праворадикальной оппозиции против самого Порошенко. Батьковщина, радикалы, еще кто-то подтянется. Они будут блокировать трибуну, требуя внесения в зал на голосование закона о признании неконтролируемых территорий Донбасса временно оккупированными. Вот эта блокада будет. Она сейчас перекинется на политическую сцену, в эту политическую парламентскую игру, способствуя расколу парламентско-партийных элит. Сторонников много блокады. Это не большинство, но их достаточно много, поскольку на Украине, я бы не сказал, не преобладающая, но популярная точка зрения, что от этих территорий надо отказаться, их надо отрезать. В истеблишменте, если не половина, то процентов 30-35, в обществе там фифти-фифти. Большинство за то, чтобы Донбасс как-то со временем вернули в состав Украины. Но это такой фактор, который раскалывает элиту и вносит трещины в президентскую команду. Что бы ни делал Порошенко, сейчас его положение будет ухудшаться. Это может пойти к досрочным выборам, к смене правительства. Закон вряд ли примут. Если президент буквально в четверг заявил о том, что эти территории отдавать Украина не имеет права. Так он осудил тех, кто призывает к таким политическим решениям. Поэтому большинство вряд ли выберет этот закон. Но блокировать Верховную Раду, да. А многие в этом заинтересованы, потому что это открывает возможность выборов. Поэтому либо правительство уйдет, либо поменяется часть правительства, а, возможно, и все закончится началом подготовки к досрочным парламентским выборам. Как-то надо снимать эту кризисную ситуацию. Ее надо нейтрализовать, аннигилировать ее не получится, мне кажется, какими-то политическими средствами. Силовой вариант не просматривается, потому что нет структуры, которая взяла на себя ответственность. Блокируют же не просто какие-то граждане, так? Парамилитарные образования, народные депутаты, это имеет поддержку в обществе и среди политиков. Это же просто группа заговорщиков. Поэтому силовой вариант исключен, а политический вариант размыт, стало быть, через институциональные, конвенциональные формы политики можно снять кризис. А какие тут, значит, формы? Конституционные, это смена правительства, либо досрочные выборы и переформат коалиций».
Тема блокады поставок угля активно используется и для того, чтобы вывести людей на улицы. В эти дни в Киеве проходят акции, посвященные третьей годовщине трагических событий Майдана. На ближайшие дни запланировано большое количество шествий, митингов и траурных мероприятий. В этих акциях заявлено участие почти 2 000 человек.
В СБУ ранее предупредили о возможных провокациях в ближайшие дни. И сегодня (в воскресенье) сторонники торговой блокады Донбасса жгли дымовые шашки у здания «Укрэнерго». Однако пока все проходит более или менее спокойно, считает украинский журналист и политолог Игорь Петрук.
Игорь Петрук украинский журналист и политолог «Очень хорошо работают правоохранительные органы. Было несколько задержаний, причем одно такое вот в центре города. Автомобиль остановили для проверки. Но я понимаю, скорее всего, проверяли этот автомобиль, отрабатывали оперативную информацию, потому что так бы случайно не остановили и нашли автомат. Хотя владелец рассказывал, что это не боевой. Отправили на экспертизу, далее будут работать, поймут, уже экспертиза вывод сделает, какой он — боевой или небоевой. Второй случай, было тоже по оперативной информации. Пришли, там арендовал, не знаю это официальная информация, что арендовал квартиру гражданин России. И у него изъято два пистолета с глушителями, 250 патронов. И шесть мобильных телефонов, причем мобильные телефоны такие старых моделей, то есть телефоны, которые сбрасывать можно. Идет серьезная работа оперативников, и отрабатывают. То есть таких вот уже уличных проявлений хулиганства или еще каких-то таких особых нет. Все достаточно спокойно происходит. Говорить о таких каких-то акциях протеста, вы знаете, по ощущениям, по общению с людьми, по этому всему не приходится. Скорее всего, нет. Да, некоторые политические силы пытаются использовать этот момент, но скажем, что у людей на самом деле есть определенное недовольство действиями власти, но на самом деле вот эти ребята, которые пытаются поднять волну, поднять какие-то акции протеста, люди достаточно спокойно воспринимают. Понимают кто это, что это. И понятно, что они могут какие-то небольшие митинги, там еще что-то организовать, но опять же все будет зависеть от их ресурса. На сегодняшний день у них такого ресурса для массовых выступлений, финансовый имеется в виду ресурс, ну не будет поддержки пока».
По словам ряда экспертов, оппозиция и националисты собирают людей под всеми возможными лозунгами. Экономика, олигархи, нерешенные проблемы, разочарование Майданом, нераскрытое дело «небесной сотни», блокада торговли с ДНР/ЛНР. Ситуация в городе выглядит очень напряженной, говорит главный редактор медиагруппы «Завтра», украинский политолог Андрей Томский.
Андрей Томский главный редактор медиагруппы «Завтра», украинский политолог «Напряженность есть, и она достаточно серьезная. Это можно заметить, даже если просто попытаться подойти сейчас на те места, которые являются местом памяти героев Майдана. Полиции, наверное, давно столько не было. Очень много людей, причем очень бестолковых. То есть, например, для того, чтобы пройти с Площади независимости на Крещатик, нужно пройти через рамки, ну это если по верху. Можно спуститься через метро, там никаких рамок нет. Даже организация безопасности говорит о том, что все продумано достаточно глупо. Тем не менее, напряженность велика в том, что, скажем так, результаты революции оказались нивелированы экономическим положением в данный момент. Экономика упала настолько, что показывает достаточно серьезную непрофессиональность данного правительства. А ожидания, естественно, были совершенно другие. Впрочем, то же самое касательно реформ. Фактически все они провалились, практически все деньги, которые были выданы на реформы международными организациями, они оказались реализованы совершенно не тем способом, каким должны были бы. Результатом реформ стал полный ноль. И на это разочаровываются еще больше, в Интернете особенно, путем призывов для того, чтобы устроить очередной какой-то Майдан. На что власти реагируют достаточно жестко и пытаются не допустить этого. И это противостояние становится достаточно заметным. Особенно вот в такие круглые даты. Поэтому сейчас в основном на Майдане спокойно, потому что опять же какие-то радикальные силы туда просто не пускают. И люди в основном приходят почтить память тех, кто погиб или пострадал. В это время, ну вы понимаете, позитива достаточно мало».
Самым многочисленным обещает стать митинг, анонсируемый на среду, 22 февраля. В этот день члены «Национального Корпуса «Азов», партии «Свобода» и «Правого сектора», запрещенного в России, собираются провести объединенный националистический марш.
В Донбассе тем временем за сутки до оговоренной в Минске даты отведения тяжелых вооружений от линии противостояния случилось новое резкое обострение боевых действий.