16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.06 / ₽ 8146
  • RTS1171.06
9 апреля 2017, 20:31 ПолитикаКонфликты
Актуальная тема: Кризис в Сирии

Игра по чужим правилам. Почему Трамп отказывается от предвыборных принципов?

Лента новостей

Как оценивать подход США к сирийской проблеме? Трамп резко изменил риторику. Ранее высказывающийся против больших расходов на военные действия политик принимает жесткое решение по Сирии. Одно остается неизменным: президент, как и прежде, ведет себя очень эмоционально

Фото: depositphotos.com

И снова разворот. Госсекретарь США Рекс Тиллерсон заявил, что сирийцы должны сами решить судьбу Асада, а процесс политического урегулирования потребует прямого участия сирийского лидера. Более того, Тиллерсон заявил, что не видел каких-либо веских доказательств, которые бы напрямую связывали Россию с планированием или проведением химической атаки. При том, что расследование по данному факту накануне анонсировал Пентагон.

Сергей Судаков член-корреспондент Академии военных наук «Первое — очень важно отметить тот факт, что Трамп сейчас находится между двух огней. Ему никак не удается наладить отношения как с Конгрессом, так и Сенатом. Те авиаудары, которые были нанесены ракетами «Томагавк», как раз были направлены на то, чтобы улучшить имидж Трампа внутри страны. Он готов принимать те правила игры, которые были раньше, и отказываться от тех принципов, которые он высказывал во время своей предвыборной кампании. По большому счету, ему не хватает ресурсов, чтобы осушить это вашингтонское болото, и ему нужно встраиваться в систему. Именно поэтому ему сейчас надо обострять ситуацию с Россией, с Ираном. Смена повестки — «надо бороться с ИГИЛ» на «надо бороться с Асадом» — произошла именно сейчас, как раз после визита Джерада Кушнера в Ирак, после многочисленных консультаций по Ближнему Востоку. И я так понимаю, что советчики Дональда Трампа рекомендовали ему как раз сделать так, чтобы США стали активными в регионе и вернулись в ближневосточную политику, в том числе через Сирию. Другой возможности, кроме как разыгрывать одну и ту же старую карту, а именно Асад должен уйти, никто из предыдущей администрации и администрации Трампа ничего нового не придумал. Именно поэтому они решили, что карта Асада не доиграна и надо попытаться разыграть ее до конца, извлечь из нее максимальный результат. Потому что наименьшие затраты для этого понесут США, а могут получить определенный результат, и результат, прежде всего, не во внешней политике, а результат во внутренней политике, потому что Трампу сейчас нужно как можно быстрее набрать очки и постараться удержаться внутри страны. Я полагаю, что он будет это делать ровно до июля, ему нужно наиграть определенно очень жесткие очки для переговоров с Путиным. То есть чем хуже, тем лучше для него. Сейчас у него такой принцип, сейчас нагнетая ситуацию по отношению к России, тем больше можно будет получить уступок от Кремля».

Ранее постпред США при ООН Никки Хейли заявила в интервью CNN, что всему мировому сообществу очевидна вина Башара Асада в применении химического оружия. По ее словам, доказательства были представлены президенту и вскоре данные могут быть рассекречены. Но почему западный истеблишмент уже считает гипотезы фактами?

Валерий СоловейВалерий Соловей профессор МГИМО, доктор исторических наук «Мне кажется, что кадры, которые ему продемонстрировали с детьми, погибшими в результате химической атаки, произвели на него очень сильное эмоциональное впечатление. Нет сомнений, что химическое оружие использовалось. В этом нет сомнений ни у кого из тех, кто наблюдает за ситуацией. Видимо, те факты, которые предъявили Трампу, он счел вполне убедительными, чтобы принять некоторые решения. Но я хочу сказать, что эти решения тем не менее принимаются довольно осторожно. По крайней мере, Россия была предупреждена о нанесении ударов по сирийской авиабазе, видимо, еще за сутки до нанесения удара. Запад имеет основания полагать, что химатака — это факт. У них есть данные разведки и собственные, полученные от Израиля. У Израиля одна из самых мощных агентур, и самых убедительных агентур в той части света. Если они уже об этом говорят, и они говорят об изменении своей политики, они считают, что у них достаточно оснований. Я не берусь эти основания оценивать, я думаю, что ни вы, ни я не обладаем такой компетентностью. Но с точки зрения западных политиков, эти основания более чем убедительные. Я думаю, что США полагают, что ИГИЛ и Асад стоят друг друга. Это первое. Второе — не решив проблему Асада, нельзя сконцентрироваться на борьбе с ИГИЛ. Вот так сейчас выглядит их логика. Эти санкции могут оказаться чрезвычайно чувствительными для Российской Федерации, в том числе запрет для граждан США и всех фирм, организаций американской юрисдикции, допустим, на покупку государственных облигаций РФ, ценных бумаг, инвестиций и тому подобных вещей, тогда это распространится фактически на весь Запад, эта санкция. Что приведет к тяжелейшему финансовому кризису РФ и более того, уже довольно давно в США на закрытых конференциях на Западе обсуждается начало массированного преследования родственников и близких российской элиты, находящихся, проживающих временно или постоянно за пределами РФ. Пока они этого не делали, но они могут начать это делать».

По словам Никки Хейли, Дональд Трамп определится со своей позицией по России сразу после визита в Москву Рекса Тиллерсона.

Все нынешние действия американского президента и его команды преследуют цель укрепить свои позиции внутри страны. Действия за рубежом, в том числе и на «ближневосточном театре» — только инструмент в этой внутриполитической игре. А что касается долгосрочной стратегии во взаимоотношениях с Россией, в том числе и по проблеме Ближнего Востока, то ее попросту нет, считает немецкий политолог Александр Рар.

Александр РарАлександр Рар журналист, политолог «Очень трудно следить за заявлениями американской администрации, потому что они каждый день разные. Мне кажется, что Трампу нужен был этот удар по Сирии из чисто внутриполитических проблем, в которые он влез. Стул, на котором он сидит, просто сейчас пилят. И разведки американские, и американский истеблишмент, и даже Конгресс, и Сенат его не поддерживают. Он пытался таким ударом, таким эгоистическим ударом по сирийским позициям просто всех опять построить в одну шеренгу, показать, какой он начальник, и заткнуть и прекратить все разговоры о том, что его могут выгнать, что будет импичмент. И действительно, все успокоились, вся либеральная пресса, все те, кто его критиковали в восторге от его акции. Он, может быть, здесь раскрыл новые возможности для других маневров. Поэтому очень важно следить, какой будет политика Америки. А сейчас заявления, действительно, заявления сегодня такие, завтра — такие. И непонятно, куда США хотят идти на Ближнем Востоке. Мне кажется, что там вообще стратегии нет. Я думаю, что никаких секретных данных мы не увидим, все это миф, также как мы долгое время узнавали причины атаки американцев и англичан на Ирак в 2002-2003 годах. Многих других обвинений в сторону Асада за последние четыре года, когда тоже его обвиняли в том, что он употреблял химическое оружие, не было доказано. В этом случае тоже нет 100-процентных доказательств. Я не говорю, что это невозможно, может быть действительно такие атаки происходили. Просто это нужно расследовать. ООН на месте есть, просто нужно им дать время, а не наносить какие-то удары, как это было сейчас сделано, исходя просто из каких-то эмоций. Как американский президент сказал, что он не может видеть умирающих детей. Но если на этом строить политику — на картинах, которые выпускает CNN, Интернет, YouTube, то тогда политика может оказаться просто в хаосе».

По всей видимости, дальнейший вектор российско-американских отношений определится после визита в Москву госсекретаря Рекса Тиллерсона. И здесь многое, если не все будет зависеть от позиции российского руководства. Такое мнение высказал в воскресенье в эфире телеканала Fox news помощник президента США по национальной безопасности Герберт Макмастер. Как он выразился, отношения США с Россией «могут стать такими, какими захочет» Москва. «Хотят ли они, чтобы это были отношения соперничества? Я не представляю, чтобы такой вариант отвечал интересам России. Или же они хотят отношений, позволяющих находить области для взаимовыгодного сотрудничества?», — задал помощник главы государства риторический вопрос. И резюмировал: «В действительности теперь от руководства России зависит, станет ли оно пересматривать то, чем оно занимается на Ближнем Востоке».

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию