16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8043
  • RTS1134.03
9 июля 2017, 20:05 ПравоКриминал

«Репрессии в Чечне». Были ли массовые расстрелы в Грозном?

Лента новостей

В СМИ появилась информации о массовом исчезновении людей. «Новая газета» предполагает, что они могли быть убиты. В правоохранительных органах это отрицают

Фото: Валерий Шарифулин/ТАСС

Обновлено 10 июля 12:40

В воскресенье, 9 июля, «Новая газета» сообщила со ссылкой на источники в МВД Чечни, что в ночь на 26 января в Грозном без суда были расстреляны десятки людей. Газета приводит список из 27 фамилий, но утверждает, что речь вообще может идти о 56 жителях республики.

По утверждению «Новой», репрессии начались после того, как 17 декабря группа молодых людей совершила убийство полицейского. После чего началась спецоперация, в которой, по официальным данным, было убито семь и задержано четверо нападавших. После этого начались массовые аресты в Грозненском, Курчалоевском и в Шалинском районах Чечни. Задержанные, однако, никак не оформлялись официально. Всего до конца января якобы за решеткой оказалось около 200 человек. После этого, как сообщили «Новой» два источника — один в следственном управлении Следственного комитета по Чечне, второй — в администрации главы Чечни, в ночь на 26 января произошла беспрецедентная внесудебная казнь.

Министр по национальной политике печати и информации Чечни Джамбулат Умаров назвал публикации «Новой» ложью. Некоторые из тех, кто фигурируют в списке «пропавших» позже обращались к правозащитникам, заявила Business FM чеченская правозащитница, директор независимого аналитического агентства «Объектив» Хеда Саратова.

Хеда Саратова чеченская правозащитница, директор независимого аналитического агентства «Объектив» «В ходе этих боестолкновений были убиты и с той стороны, и со стороны полиции люди. После этого и к нам, и к разным силовым структурам начали обращаться люди, что их родственники задержаны. У нас есть заявления, по которым мы работаем. Пока я ничего не могу сказать по поводу этих задержанных, я не могу сказать, что они убиты. У меня нет такой информации. И быть ее не может, потому что я не работаю в СКР, МВД. Естественно, мы обращались по этим заявлениям и в прокуратуру, и в МВД, и нам сказали, что пока информации по этому поводу нет. Была такая информация, что некоторые люди уехали в Сирию. На что, конечно, родственники начали возмущаться, как они могли в Сирию уехать, если их задержали здесь дома. А та информация, которую выдала «Новая газета», я не знаю, откуда у нее эта информация, не хочу опровергать, ни сказать, что это правда».

Публикация «Новой газеты» имеет все признаки очередного кризиса в отношениях между центром и Чечней, но какими будут его последствия, остается только гадать, говорит президент фонда «Петербургская политика» Михаил Виноградов.

Михаил ВиноградовМихаил Виноградов президент фонда «Петербургская политика» «Представить какую-то бурную реакцию официальной власти достаточно сложно. Так или иначе, автономность Чечни по многим вопросам является фактом. Правоохранители вряд ли готовы без команды вести какие-то самостоятельные расследования. Команды, как правило, не следуют или бывают достаточно формальные. Все-таки политическая неприкосновенность высшего чеченского руководства является довольно очевидным правилом игры. Да, бывали случаи, когда ситуация в Чечне слегка расшатывалась. Например, была неопределенность и после гибели Бориса Немцова, и накануне нового срока Кадырова, когда было неясно, внесет его кандидатуру Путин или не внесет. Но все-таки это были моменты краткосрочные, а представить себе какую-то более масштабную реакцию, не просто формальную, пока достаточно затруднительно. Хотя, конечно же, идет некое тестирование масштабов невмешательств федеральных властей в чеченские скандалы. Все-таки их достаточно много. Существует ли порог, после которого вмешательство становится неизбежным, — это одна из интриг. Вторая интрига — насколько возможно такое вмешательство даже при наличии санкции от первого лица, насколько оно не чревато какими-то издержками. По этому поводу у экспертов тоже есть достаточно разное мнение с учетом политической автономии, которой сегодня располагает Чечня».

О том, что масштаб репрессий был куда более значительный, «Новая газета» уже давно сообщила в Следственный комитет и уполномоченной по правам человека Татьяне Москальковой, которая уже подтвердила, что информация к ней поступала и она проинформировала о ней президента Путина. Москалькова добавила, что также направила запрос в Следственный комитет. Там установили, что двое из якобы убитых не проживали в Чечне. По остальным 25 продолжается проверка, которая, по словам уполномоченного, идет «медленнее, чем могла бы». По утверждению «Новой», газета решила опубликовать эти данные, так как никакого расследования не ведется.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию