16+
Пятница, 29 марта 2024
  • BRENT $ 87.07 / ₽ 8033
  • RTS1128.26
13 июля 2017, 15:14 Авто

Далеко ли уедут «Яндекс» и Uber?

Лента новостей

Компании решили объединиться. При этом акции «Яндекса» на сообщениях о сделке демонстрировали рекордный рост. Что будет с ценами и уровнем качества?

Фото: пресс-служба Яндекса

«Яндекс.Такси» и Uber дальше поедут вместе. Компании объединяют сервисы по заказу такси в России. Акции «Яндекса» на фоне сделки бьют рекорды — они взлетели более чем на 20% на Московской бирже, до исторического максимума.

Сооснователь и гендиректор холдинга «Яндекс» Аркадий Волож прокомментировал РБК эту сделку такими словами: «Я думаю, нам удалось найти формулу, как выращивать «единорогов» в большой компании. Три главных компонента — талантливая и смелая команда, экономическая свобода и большой стек технологий «Яндекса». Два года назад мы выделили «Яндекс.Такси» в отдельную компанию и дали максимум свободы. Эксперимент с «Яндекс.Такси» превзошел многие наши ожидания, и уверен, что это точно не последний пример». Uber и «Яндекс.Такси» создают новую компанию, которая оценивается в 3,7 млрд долларов.

Владимир Исаев глава пресс-службы «Яндекс.Такси» «Яндекс» и Uber решили объединить бизнесы по онлайн-заказу поездок в России и соседних регионах и создать для этого новую компанию. Она будет работать в шести странах — в России, Азербайджане, Армении, Белоруссии, Грузии и Казахстане. Прежде, чем сделка состоится, она должна быть одобрена регулирующими органами этих стран. Мы ожидаем завершение сделки до конца года. Новая компания будет развивать сервисы заказа поездок, доставки еды, а также технологии для беспилотных автомобилей. Сервис UberEats тоже перейдет в объединенную компанию. После объединения бизнеса заказывать поездки можно будет по-прежнему из обоих приложений — и из «Яндекс.Такси», и из Uber. Водителей и таксопарки мы планируем перевести на единую платформу для работы с заказами. Эта платформа будет основана на технологиях «Яндекса» и «Яндекс.Такси». Благодаря объединению компаний водителям будет доступно больше заказов поблизости, а значит, такси будет приезжать к клиенту еще быстрее. Сервис станет еще более эффективным, надежным и выгодным — как для пользователей, так и для водителей».

На 59% компания будет принадлежать «Яндексу», на 36% — Uber, а на 4% — сотрудникам объединенной компании. Financial Times считает, что таким образом Uber уступает «Яндексу» российский рынок такси после нескольких лет напряженной конкурентной борьбы. Газета отмечает, что это первый стратегический шаг Uber после недавнего скандального ухода основателя сервиса Трэвиса Каланика.

Прошлым летом Uber продал свой китайский бизнес местному конкуренту. В Китае Uber нес около миллиарда долларов убытков в год и решил отказаться от борьбы за рынок. Почему в России Uber объединяет свой сервис с «Яндексом», что теперь изменится для пользователей?

Вячеслав СеменчукВячеслав Семенчук директор по развитию компании Aditim, основатель бизнес-акселератора Akselerator.ru «Это, конечно же, следует за тем, что мы увидели смену руководства Uber и, следовательно, это первые такие звоночки изменения стратегии, модели поглощения и захвата рынка и максимальной дотации к построению полноценной бизнес-модели, которая будет генерировать прибыль. Как мы видим, Uber признал: он не смог стать явным лидером на российском рынке и решил объединиться с одним из крупных игроков для того, чтобы хотя бы приблизиться к этой цифре. При этом обе компании тратили большое количество денег на маркетинг, большое количество на дотации водителям, особенно компания Uber. И это очень логичный шаг для Uber, и хороший выход для «Яндекса», потому что «Яндекс» в какой-то момент времени выделил «Яндекс.Такси» в отдельную компанию. Они искали внешнее финансирование и, видимо, под это объединение не смогли это сделать и сделали такого интересного игрока. Как это повлияет? С одной стороны мы увидим некую схему, когда водитель сам будет переходить из одной системы в другую, перехватывая иногда два заказа и не выполняя ни один из них качественно. С другой стороны, скорее всего, мы увидим довольно-таки большую коррекцию в цене, потому что такое объединение снизит их конкуренцию, потому что она просто будет отсутствовать. Возможно, пользователи увидят некое повышение среднего чека при поездках через эту компанию. Отразится ли это на оплате труда водителей — потенциально да. С точки зрения текущих дотаций, так как опять-таки конкуренция будет меньше, дотации будут, по моему мнению, также уменьшены. Но так как мы говорим с вами об увеличении среднего чека с одного пассажира, потенциально это будет компенсировано и я думаю, что водители как конечные пользователи этого сервиса не увидят разницу между текущим состоянием и состоянием после объединения».

Звучат мнения о том, что наступил этап консолидации рынка — останется два-три крупных игрока, и цены заметно вырастут, период демпинга заканчивается. Раньше в условиях высокой конкуренции компании снижали цены и фактически возмещали стоимость поездок как водителям, так и пассажирам. По некоторым оценкам, на дотации компании тратили десятки миллионов долларов ежемесячно. Теперь цены вырастут, но это не значит. что компании станут платить таксистам больше, говорит председатель профсоюза столичных таксистов, водитель такси Александр Макаров.

Александр Макаров председатель профсоюза столичных таксистов «Они будут большую часть забирать себе — проценты от проданных заказов. Водитель, по сути дела, покупает этот заказ от 20 до 30%, даже до 35% в некоторых случаях. Конечно, это отразится на пассажирах, поэтому диктовать они будут цены сами, произвольно».

«Яндекс» и Uber не подавали в Федеральную антимонопольную службу ходатайство об объединении бизнесов. Как пишут «Ведомости», по статистике за минувший июнь объединенная платформа охватит 127 городов в шести странах, на оба сервиса приходится 35 млн поездок в месяц, их суммарная стоимость составила 7,9 млрд рублей.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию