Откроют ли российские дипломаты в США «дачный сезон»? Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
«Дачный вопрос» пока стоит особняком в российско-американских отношениях. Говорят, что американцы не против уступить русским, но ждут каких-то ответных послаблений
Пресс-секретарь президента России Дмитрий Песков заявил, что Москва рассчитывает на благоразумие США в том, что касается возвращения российской дипсобственности. В то же время он не ответил на вопрос о том, сколько Россия будет ждать ее возвращения, прежде чем примет ответные меры. Накануне замминистра иностранных дел России Сергей Рябков и замгоссекретаря США Томас Шеппард провели встречу в Вашингтоне специально на тему о возвращении двух дипломатических комплексов — в Мэриленде и Нью-Йорке — так называемых дипломатических дач, которые были арестованы администрацией Обамы в декабре в отместку за то, что Россия якобы вмешалась в американскую предвыборную кампанию. Так вернут или не вернут? И если да, то на каких условиях? Об этом в комментарии Георгия Бовта.
Ответные меры России в случае невозвращения дипсобственности могут состоять в высылке примерно 30 американских дипломатов в качестве отложенного ответа на высылку 35 наших дипломатов в декабре и в аресте какой-нибудь дипломатической недвижимости США. Это точно не будет резиденция посла Спасо-хаус. Выходя после переговоров с Шеппардом, подробностей которых обе стороны не разглашают, Рябков в ответ на вопрос журналистов из толпы — «Так вы договорились или нет?» — бросил: «Почти, почти». Однако затем он уже был более сдержан в выражениях: мол, работа будет продолжена.
Москва отвергает какие-либо предварительные условия для возвращения собственности, а Вашингтон в ряде заявлений официальных лиц второго ряда дает понять, что хотел бы собственность вернуть, но что-то при этом получить в обмен. Вот только что, публично не говорят. «Список пожеланий» США довольно длинный. Это и урегулирование спора из-за земельного участка в Петербурге под новое здание консульства, и прекращение, как утверждают в Америке, «третирования американских дипломатов в России», под чем, видимо, подразумевается опека со стороны спецслужб, а также соблюдение перемирия в Сирии и даже отмена «Закона Димы Яковлева» о запрете усыновления американцами российских детей. Легче сказать, чего нет в списке. Например, там нет Украины.
Вообще момент для даже такой символической уступки русским, как возврат собственности — а это подается в американских СМИ именно как уступка — для администрации Трампа неблагоприятный. Идея воспринимается в штыки в конгрессе. Представители обеих партий написали президенту письма с требованием не отдавать «дачи». Мол, это будет плевок в лицо законодательной власти. Дело в том, что в палате представителей ожидают голосования по вопросу законопроекта о новых санкциях против России, уже одобренного сенатом. В нем эти санкции становятся федеральным законом, тогда как ранее все они были введены указами президента. Любое смягчение или отмена фактически требуют согласия конгресса, в том числе согласия на возврат дипломатической собственности.
С конгрессом у Трампа отношения сложные, хотя там в обеих палатах республиканское большинство. Президент только что потерпел болезненное поражение: сенат не смог принять закон об отмене медицинской реформы Обамы, что было одним из важнейших предвыборных обещаний Трампа. Подвисает чуть ли не вся республиканская предвыборная повестка, включая важнейшую налоговую реформу.
Парадокс: приняв со времени прихода новой администрации 43 закона, республиканцы, контролирующие все ветви власти, умудрились не принять ни одного важного. И только тема «вмешательства России в выборы» и ответных санкций встречает единодушную поддержку законодателей. Как говорится, какая честь! В таких условиях из всей российско-американской повестки реализуемым в краткосрочном плане видится пока один вопрос — именно о тех самых «дачах». Либо их вернут, скажем, сняв с комплексов дипломатический иммунитет, чтобы администрации сохранить лицо перед конгрессом, и если на это согласится Москва, тогда это станет единственным утешительным достижением, разочаровывающим на фоне определенных ожиданий от Трампа. Либо не вернут, и тогда деградация отношений пойдет по нарастающей. Если абстрагироваться от кажущихся на сегодня неминуемых новых санкций, Москве, как считают некоторые в российской столице, может быть в определенной мере даже на руку тот бардак, который творится в американском истеблишменте. Потому как им по большому счету не до нас, а мы получим определенную свободу рук. С таким подходом можно согласиться разве что условно, потому как этот «бардак» может пагубным образом отразиться на американском рынке, соответственно, на мировых и российском тоже. И это еще не самое неприятное. Самое неприятное будет, если в условиях внутриполитического кризиса у Белого дома возникнет желание сделать отвлекающий маневр в виде какой-нибудь внешнеполитической, скажем так, импровизации.