16+
Четверг, 17 августа 2017
  • BRENT $ 50.98 / ₽ 3014
  • RTS1034.05
10 августа 2017, 13:06 Технологии

«Нейросчетчики»: как на платежах скажется внедрение технологий в ЖКХ

Лента новостей

Мэрия обратилась к жителям Москвы с призывом помочь в создании нейросети для водосчетчиков. Кому могут облегчить жизнь такие технологии?

Фото: Григорий Собченко/BFM.ru

Обновлено 14:47

Московская мэрия призывает горожан помочь в создании нейросети для водосчетчиков. Департамент информационных технологий столицы сейчас разрабатывает сервис на основе нейронных сетей, при помощи которого москвичи в будущем смогут передавать показания приборов учета холодной и горячей воды.

Поскольку нейросеть — это самообучающаяся система, действующая по заданному алгоритму и на основании опыта, ей необходимы реальные фотографии счетчиков. В тестовом режиме через нейросеть планируют пропустить минимум 10 тысяч фотографий. Для сбора базы таких снимков чиновники просят жителей загружать фото с показаниями приборов учета на специальный сайт. Для прикрепления фото регистрация не нужна. По данным мэрии, в эксперименте уже участвуют более 50 тысяч человек.

Директор управления информационных и коммуникационных технологий Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Сергей Мытенков считает, что идея внедрять современные технологии в ЖКХ неплохая, другой вопрос, как это отразится на стоимости коммунальных услуг.

Сергей Мытенков директор управления информационных и коммуникационных технологий РСПП «Вопрос в том, чтобы не стрелять из пушки по воробьям. Все это достаточно дорого, и чтобы за благим началом не получили бы рост услуг ЖКХ, потому что содержание всей серверной базы, построек самой сети, требует каких-то средств. Это кто-то должен оплатить, и кто-то за это потом должен будет рассчитывать. Самое главное, чтобы пользователи услуг ЖКХ, пенсионеры и прочие чувствительные группы населения, не оказались потом обязаны как-то тоже учитывать это при плате за электричество, квартплату, за воду. Наверное, надо посмотреть существующие какие-то вещи, ряд компаний зарубежных предлагает «умные» счетчики, которые сами передают информацию о своем состоянии и предупреждают всевозможные аварии и утечки. Они просто передают информацию по сети Интернет, это достаточно широко распространено в Европе, сейчас постепенно это внедряется в России».

Директор по перспективным технологиям Microsoft Rus Владислав Шершульский уверен, что внедрение нового сервиса улучшит жизнь граждан и упростит работу коммунальщикам.

Владислав Шершульский директор по перспективным технологиям Microsoft Rus «С технической и потребительской точки зрения идея заслуживает внимание и вполне может быть реализована. Наверное, многим из нас приходилось сталкиваться с тем, что сообщение необходимых данных о работе приборов и потребленных ресурсов занимает несколько больше времени, чем нам бы хотелось. Вероятно, и его обработка тоже во многих случаях, когда речь идет о заполнении бумажных документов, занимает у специалистов, которые с этим связаны, больше времени, чем сейчас это возможно. Поэтому, как мне кажется, в принципе идея хорошая, даже очень, насколько я могу судить, физическая реализация вполне возможна. Если получится, это будет интересным примером с точки зрения техники, достаточно полезным опытом с точки зрения улучшения жизни граждан. Понятно, что, скорее всего, такое решение в большом промышленном масштабе, в таком большом городе, как Москва, сразу работать идеально не сможет, и понадобится некоторый период, как его разработчиками и задумано».

Директор по проектам и главный робототехник кластера информационных технологий «Сколково» Альберт Ефимов думает, что внедрение нового сервиса упростит жизнь граждан, главное — проработать базу фотографий счетчиков в нейросети.

Альберт Ефимов директор по проектам и главный робототехник кластера информационных технологий «Сколково» «База фотографий не просто должна быть собрана, она должна быть размечена, там должны быть указаны правильные значения этих счетчиков. Тогда можно научить нейронную сеть это читать при любых условиях. Вот это самое сложное. Представляете, 10 тысяч фотографий, нужно еще посмотреть на них и написать правильное значение на этих счетчиках. Не такая простая задача, кто-то это должен сделать, например, сами москвичи, которые должны будут и фотографию прислать мэрии Москвы, и указать, какое там значение стоит. А если они ошиблись? Кто-то это должен все равно проверить. Наверное, проще поставить везде «умные счетчики». Я думаю, что это более правильное решение, потому что туда вообще лазить не надо: он автоматически передает показания. Но вы представляете — поменять несколько миллионов счетчиков московских домохозйств? Это сложная задача, поэтому они пошли по более экономичному пути — просто фотографировать счетчики, тем самым убирая возможность ошибки пользователя от того, чтобы занес неправильные показания».

Подобные нейросети уже внедрены в некоторые сферы. Например, во многих банковских приложениях карта распознается с помощью фотографии. Наличие этой функции никак не отражается на пользователях с финансовой точки зрения.

Рекомендуем:

  • Фотоистории