16+
Вторник, 16 апреля 2024
  • BRENT $ 89.92 / ₽ 8459
  • RTS1155.46
19 августа 2017, 18:23 ПолитикаКонфликты

Атаки в Испании и Финляндии: террористическая угроза стала рутиной?

Лента новостей

После очередных терактов в Европе вновь заговорили о безопасности. Но в последнее время такие разговоры становятся обыденностью. Общество привыкает к новой реальности?

Фото: Matthias Oesterle/ Zuma\TASS

Террористическая группировка, совершившая теракты в Барселоне и Камбрильсе, обезврежена, заявил глава МВД Испании Хуан Игнасио Соидо. По итогам операции было принято решение не повышать уровень террористической угрозы до максимального, пятого, поскольку неизбежной угрозы совершения теракта в стране нет, пояснил министр. Однако будут предприняты дополнительные меры по усилению безопасности.

С 26 июня 2015 года, когда в один день произошли теракты во Франции, Тунисе, Кувейте и Сомали, в Испании действует четвертый уровень угрозы. Четвертый уровень означает «высокий уровень» и предполагает усиленную готовность сотрудников правоохранительных органов, повышенные меры на наиболее уязвимых объектах, таких как вокзалы, аэропорты и стратегические предприятия.

Между тем, по мнению специалистов, риск роста числа терактов со стороны ИГИЛ сейчас резко возрастает. Причем в тех местах, которые считались относительно безопасными. Причина парадоксальна — это успехи международной коалиции в борьбе с этой организацией. Привыкло ли человечество к террористической угрозе как к какой-то рутине?

Маленький секрет работы радиостанции Business FM. На радио есть некая форма отчета по темам, которые проходили в эфире, и нужна для работы продюсеров. И вот моя коллега Елена Марчукова вчера с горечью заметила, что когда эта форма отчета «видит» слово «теракт», она предлагает широкий выбор вариантов: теракт в Париже, теракт в Ницце, теракт в Берлине, теракт в Брюсселе, теракт в Лондоне, теракт в Петербурге... И действительно, террористическая активность за последние пару десятилетий стала неким привычным фоном. Каждый раз схема одинаковая — что-то происходит наподобие шторма, затем выбитые стекла вставляют, якобы принимают какие-то меры. Но очень быстро забывают до следующего раза. Похоже, что возникла привычка… Жительница испанского острова Майорка Елена, рассказывает о том, что происходит в туристической Пальме.

Елена жительница испанского острова Майорка «Центр города как обычно забит туристами. Очень много людей практически везде. Разница лишь в том, что на входе на одной из главных площадей Пальмы — площади Испании — поставили бетонные блоки. Нет никаких сомнений, что это связано со вчерашним барселонским терактом. На главной пешеходной улице Сан-Мигель власти явно сымпровизировали деревянные кадушки с деревьями, которые раньше стояли в одну линию с одинаковыми интервалами по стороне улицы, сейчас сгруппировали по четыре, заграждения эти поставлены с интервалами примерно 100 метров».

Но как повсюду — в Париже, Лондоне, Питере и Берлине — весь этот ужас достаточно быстро забудется. Кадки, конечно, останутся на новых местах. Но насколько эффективны они будут — большой вопрос. Насколько эффективны дорогостоящие рамки и рентгеновские аппараты, которые поставили в московском метрополитене? Удалось ли при их помощи предотвратить хоть один теракт? Спрашивать бесполезно, вам всегда ответят, что это «оперативная тайна».

Главный редактор Charlie Hebdo Лоран Суриссо, пишущий под псевдонимом Рисс в колонке, вышедшей на следующий день после нападения террористов на парижский театр «Батаклан», сетовал на то, что современные террористы идеально вписываются в наше общество потребления, которое живет в особом ритме.

Лоран Суриссо главный редактор Charlie Hebdo «Скоростной поезд TGV сошел с рельсов, и одиннадцать человек погибло. Всем на это наплевать. Конференция по изменению климата — последняя надежда на то, чтобы спасти семь миллиардов человеческих существ от уничтожения. Всем это до лампочки. Наше негодование становится более требовательным, а все будничное нас утомляет. Террористы куда сильнее изменения климата. Их ритм совпадает с ритмом СМИ. Нападение на концертный зал длится несколько часов, расстрел посетителей кафе — несколько секунд. Идеально для круглосуточных новостных каналов, ни чересчур длинно, ни слишком коротко».

Конечно же, смешно предполагать, что существует некий заговор между СМИ и террористами. Но иногда действительно поражает, насколько все эти все акты насилия идеально вписываются не только в ритм работы масс-медиа, но и всего общества. Происходит теракт, и тиражи или число просмотров увеличивается на 10-20%. После 11 сентября, когда в США был принят так называемый патриотический акт, шли долгие дискуссии на тему известного высказывания Бенджамина Франклина — «те, кто готовы пожертвовать насущной свободой ради малой толики временной безопасности, не достойны ни свободы, ни безопасности». Теперь о них забыли. Любые ограничения гражданских свобод во имя «борьбы с терроризмом» принимаются как непреложная данность по всему миру. Но кто в этой ситуации выигрывает больше всего — граждане, которые по-прежнему продолжают гибнуть в терактах, или спецслужбы, чьи полномочия и финансирование повсюду только растут? Или политики, для которых теракты становятся хорошей возможностью для того, чтобы вступить в публичную перепалку со своими оппонентами, пытаясь заработать дополнительные очки?

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию