16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.35 / ₽ 8162
  • RTS1173.68
13 сентября 2017, 01:15 Стиль жизниКино

Защитники чувств верующих переходят в наступление. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Кинотеатры, беспокоясь о безопасности зрителей, лишают их возможности увидеть «Матильду» Учителя. Тем временем компетентные органы, которые могли бы разрядить обстановку, проявляют поразительную робость

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: ТАСС/ Михаил Фомичев

Одна из крупнейших в России объединенных сетей кинотеатров «Синема парк» и «Формула кино» отказалась от показа фильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя. Руководство киносети объясняет это заботой о зрителях на фоне откровенных угроз в адрес тех кинотеатров, которые осмелятся показать данный фильм. До премьеры еще больше месяца, она должна состояться 26 октября. Как могут развиваться события? Об этом — в комментарии политолога Георгия Бовта.

Прокатное удостоверение фильму Минкультуры уже выдало, однако противники во главе с депутатом Натальей Поклонской настаивают, что фильм о Николае II, канонизированном Русской православной церковью как страстотерпец, оскорбляет чувства верующих. Поклонская уверяет, что набрала сотни тысяч подписей с протестом против фильма. Вдохновленные такой политической поддержкой, экстремисты, называющие себя православными, уже жгут машины и угрожают жечь кинотеатры. Судя по реакции властей Чечни и Дагестана, там фильм, якобы оскорбляющий чувства православных, показан уже не будет. Еще пару месяцев назад трудно было представить, что и на уровне всей Российской Федерации может встать вопрос о том, что в светском по Конституции государстве премьера фильма и, во всяком случае, его широкий показ могут быть сорваны.

Трактовка оскорбления чувств верующих, как и предсказывали еще в момент принятия соответствующего закона, вышла за пределы церквей, мечетей, синагог, а также буддистских храмов. Яростная борьба против такого оскорбления грозит ворваться в кинотеатры. Для доведения ситуации до полного политического треша осталось оскорбиться чувствами иудеям и буддистам. Все это происходит при поразительном непротивлении злу насилием со стороны властей в ответ на откровенные проявления экстремизма и открытые призывы к погромам.

Создавшаяся ситуация объективно ставит сразу несколько неприятных вопросов. Во-первых, относительно официальной позиции Русской православной церкви. Все-таки считает она фильм о любви последнего русского императора, «профукавшего» Российскую империю и способствовавшего приходу к власти большевиков, разгромивших затем РПЦ, и балерины Кшесинской именно оскорблением чувств верующих? Пока комментарии со стороны иерархов РПЦ идут двусмысленные. С одной стороны, председатель Синодального отдела Московского патриархата РПЦ по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда говорит, что «акты насилия, связанные с фильмом «Матильда», не могут исходить от верующих людей». С другой, представители ряда епархий дают понять, что и фильм этот «антиисторический», и православным есть против чего там протестовать. Высшие иерархи, включая патриарха Кирилла, молчат. Не звучит и резкого осуждения действий погромщиков, претендующих на то, чтобы зваться при этом «православными». В связи с чем можно прислушаться к мнению диакона Андрея Кураева, который считает, что «право на священную ненависть, которое демонстрируют радикальные мусульмане, хотят иметь и в РПЦ». Прислушаться и как минимум насторожиться. Тем более что со стороны властей также не последовало пока решительных действий по отношению к тем, кто под прикрытием защиты неясно понимаемой морали, нравственности и оскорбленных чувств пытается приватизировать право на насилие, которое каждое уважающее себя государство должно оставлять исключительно за собой.

Во-вторых, если удариться в политологическую конспирологию, можно выявить и вполне светскую интригу вокруг данного фильма и предположить, что, доводя то, что поначалу казалось безумным, но безобидным шутовским гротеском, до стадии отнюдь не безобидных погромов, кто-то, кто стоит за истовой в своей борьбе Поклонской, испытывает на прочность нынешних кремлевских кураторов внутренней политики. Имея в виду, конечно, не судьбу одного-единственного фильма, а некие политические и идеологические конструкции, которые должны возникнуть на платформе в том числе и вот этой развернувшейся борьбы в период президентской предвыборной кампании и после нее. Поразительная робость компетентных органов, которые, когда надо, оперативно посадят за экстремизм даже зазевавшегося блогера, допустившего «преступный» перепост, указывает, возможно, что эти компетентные органы пытаются уловить некие «подковерные» политические эманации и лишь потом действовать. Разумеется, в строгом соответствии с законом. Вот только с каким именно?

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию