16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.16 / ₽ 8156
  • RTS1171.06
3 октября 2017, 11:04 ПолитикаКонфликты

Каталония проголосовала в сердцах. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Жители автономии проголосовали за независимость, но Мадрид остается непреклонным. Не признала референдум и Еврокомиссия

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В воскресенье, 1 октября, в Каталонии пошел референдум, на котором 90% проголосовавших каталонцев сказали «да» независимости. По итогам глава правительства Каталонии Карлес Пучдемон заявил, что власти готовы к переговорам с центральным правительством Испании.

В Мадриде стоят на своем: премьер Мариано Рахой по-прежнему заявляет, что голосование было незаконным, а если независимость и объявят, автономия Каталонии будет приостановлена в соответствии с испанской конституцией. Не признала референдум и Еврокомиссия, представитель которой предупредил: даже в случае законного выхода Каталонии из состава Испании она покинет ЕС. Как дальше могут развиваться события? Об этом — в комментарии Георгия Бовта.

Каталония, в Средние века входившая в состав Каталонско-Арагонского королевства, потеряла независимость в далеком 1714 году. Пыталась отделиться от Испании в 1871-м, но, подумав, осталась. В 1930-х воспрявшее сепаратистское движение было жестоко подавлено пришедшим к власти Франко, запретившим использование каталонского языка.

Нынешний сепаратизм вызван, скорее, не притеснениями со стороны Мадрида, их попросту нет: провинция имеет широкую автономию, каталонский язык является вторым официальным, а в основном «разогревом» со стороны националистической интеллигенции. Она спекулирует на том, что, дескать, Каталония, будучи самой богатой провинцией, больше отдает налогов в центр, чем получает. Это примерно как в конце 1980-х в России говорили, что она «кормит весь остальной Союз».

То, что экономика региона интегрирована в испанскую, как бы не считается. Население провинции составляет 16% населения Испании, но вклад в ВВП — около 20%, притом что уровень жизни в Барселоне выше, чем в Мадриде.

До сих пор Мадрид высокомерно отказывался идти на серьезные переговоры с Каталонией. Хотя, например, когда в 2002 году Стране Басков позволили оставлять налоги у себя, сепаратистские настроения там сдали позиции.

Референдум превратился в хаос. Проголосовали менее 50% зарегистрированных избирателей, это ослабляет позиции сепаратистов. Да и сами эти позиции во многом наивны. Например, националисты уверяли каталонцев, что после отделения они могут остаться гражданами Испании, ЕС и в еврозоне автоматически.

Отчасти не очень высокая явка стала результатом противодействия Мадрида: полиция пыталась блокировать пункты для голосования, не дали работать избирательной комиссии Каталонии. Но важно и то, что примерно половина населения Каталонии реальной независимости не хочет, считая это глупостью, которая лишь навредит региональной экономике и туризму. Не случайно накануне референдума более 2 тысяч местных компаний перерегистрировались в другие провинции страны.

Неуклюжие и надменные действия центра могут теперь еще больше разозлить каталонцев. Многие и так решили голосовать в последний момент именно назло Мадриду. Особенно раздражали людей показательная задержка зарплаты местным госслужащим и топорная пропаганда по испанским телеканалам, равно как и жесткие действия полиции 1 октября.

В то же время подсчет голосов превратился в полную «любительщину» и ни с какой стороны не может быть признан легитимным. Сепаратисты решили, что считать голоса могут те, кто придет на участки первыми. Считать разрешили с помощью мобильников, формы бюллетеней объявили свободными.

Голосовать можно было где угодно и чем угодно, в том числе прямо на улице. При этом в день голосования повсеместно наблюдалось то, что называется общенациональным подъемом. Люди плакали от счастья, опуская бюллетени в урны, и ликовали на улицах, увешанных плакатами с лозунгом Si («Да»).

Нужен диалог. Конституция страны не предусматривает выхода из Испании отдельной провинции в одностороннем порядке, надо искать выход из тупика юридического. Но насколько обе стороны смогут пойти на компромисс вопреки тем откровенно левацким силам, включая троцкистов и антисистемную партию «Подемос», которые набрали популярность на волне сепаратизма?

Говоря объективно, на сегодня предпосылок для самостоятельной полноценной государственности Каталонии, тем более исключенной из ЕС, зоны евро и экономических связей с остальной страной, попросту нет. В том числе из-за весьма низкого уровня местных политиков. Зато есть огромное желание указать «спесивому Мадриду» его место. Это, кажется, тот самый случай в истории, когда эмоции почти полностью захлестнули разум.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию