16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.75 / ₽ 7979
  • RTS1129.50
17 октября 2017, 11:11 Политика

У курдов нет шансов на независимость, но попытка не пытка. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Позиции курдов в провинции Киркук атаковали проправительственные силы Ирака, захватившие основные нефтяные месторождения. Так Багдад ответил на референдум о независимости Иракского Курдистана

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Проправительственные силы Ирака атаковали позиции курдов в провинции Киркук и вошли в одноименный город. Также взяты под контроль основные нефтяные месторождения района. Действия Багдада стали ответом на недавний референдум курдов о независимости, на котором 90% высказались за ее провозглашение.

Ранее Киркук уже не раз становился яблоком раздора. В 1970-е годы лидеры иракских курдов объявили киркукские нефтяные месторождения собственностью курдов, после чего Багдад в 1974 году в одностороннем порядке отменил статус курдской автономии. Однако в последние годы из-за слабости центрального правительства именно курды фактически контролировали нефтяные месторождения в провинции, а также вытеснили оттуда ИГИЛ. Станет ли это началом новой войны в регионе? Рассуждает Георгий Бовт.

Формально провинция Киркук не является частью Иракского Курдистана. Однако фактически она, как и город Киркук, находится под курдским контролем после того, как три года назад отряды курдской самообороны пешмерга выбили оттуда боевиков ИГИЛ. Багдад предлагал курдам совместно управлять этими районами, но теперь требует аннулировать результаты проведенного в конце сентября референдума, в ходе которого более 90% участников высказались за независимость Иракского Курдистана.

При этом ситуация в регионе не столь этнически однозначна. В частности, в городе Киркук присутствует довольно значительное число туркоманов, которые встретили вторгшиеся в провинцию шиитские формирования ликованием и иракскими государственными флагами. Эти люди вовсе не горели желанием жить под управлением курдов.

Против провозглашения независимого курдского государства высказывались ранее и США, и Иран, и Турция, у которой со «своими» курдами масса проблем. Наверняка курдскую проблему обсуждали и президенты России и Турции в ходе недавней встречи. России сейчас объективно совершенно ни к чему появление еще одной острой темы в отношениях с непростыми турецкими партнерами.

Таким образом, у идеи независимости Курдистана фактически нет влиятельных союзников. Напротив, соседние страны готовы активнейшим образом противодействовать реализации этой идеи вплоть до прямого военного вмешательства. В частности, шиитские проправительственные формирования, которые сейчас атакуют курдов в провинции Киркук, действуют при активной военной поддержке со стороны Ирана. И это еще не дошло до массированного вмешательства Турции, на которое та готова пойти в любой момент. Для Анкары сама идея создания курдского государства в регионе абсолютно неприемлема из-за наличия курдской проблемы в самой Турции.

Позиция США в данном случае двойственна. С одной стороны, курды — давние союзники Америки в борьбе против исламских экстремистов в регионе, с другой, Вашингтон не будет подрывать суверенитет центрального иракского правительства, в который он столь серьезно вложился в том числе военной силой.

Возможно, в иных условиях идея независимости курдов ввиду своей незначительности для мировой политики еще имела бы какие-то призрачные шансы на реализацию, однако в данном случае дело осложняется тем, что в провинции Киркук сосредоточены нефтяные месторождения, дающие существенный для международного рынка объем нефти: до 600 тысяч баррелей ежедневно поступает через контролируемый курдами нефтепровод в Турцию. Именно поэтому военные действия в этом регионе моментально вызвали резкий скачок мировых цен на нефть.

Таким образом, референдум о независимости курдов стал своеобразным отражением того, как в современном мире решаются вопросы суверенитета того или иного народа. Единого стандарта и принципов нет. Хотя соответствующие документы ООН предусматривают равноправие принципов территориальной целостности государств и право наций на самоопределение, на деле оно может быть реализовано лишь тогда, когда народ имеет достаточную военную силу, чтобы настоять на своем суверенитете, либо же идею такого суверенитета поддерживают внешние крупнейшие игроки на международной арене.

Курдская независимость фактически не нужна никому из сопредельных государств, а также ни одна из великих держав не желает выступать гарантом независимости Курдистана. У этой идеи сейчас нет практически никаких шансов на реализацию. Впрочем, в современной политике это не является аргументом против того, чтобы все равно не попробовать.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию