16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.66 / ₽ 7971
  • RTS1128.80
20 ноября 2017, 08:00 Технологии

Если компания хочет выжить, то без цифровой трансформации ей не обойтись

Лента новостей

Как, используя информационные технологии, сэкономить, заработать или найти новые источники прибыли

Олег Кравченко, заместитель генерального директора по комплексным проектам компании КРОК
Олег Кравченко, заместитель генерального директора по комплексным проектам компании КРОК Фото: КРОК

Когда-то системные интеграторы приходили к бизнесу с предложениями улучшить бизнес-процесс, внедрив новую программу или оборудование. По мнению Олега Кравченко, заместителя генерального директора по комплексным проектам компании КРОК, эти времена позади. Современный интегратор предлагает клиенту бизнес-кейс, основанную на современных ИТ-решениях идею: как, используя информационные технологии, сэкономить, заработать или найти новые источники прибыли.

Как рождаются идеи дополнительной монетизации и повышения эффективности бизнеса, с которыми вы приходите к заказчикам?
Олег Кравченко: Прежде всего, мы смотрим на себя. Все-таки КРОК — немаленькая компания. Располагая масштабной ИКТ-инфраструктурой, мы можем бесконечно тестировать новые технологии — причем, как свои, так и ведущих мировых разработчиков. Ключевая задача здесь одна — найти способы повысить эффективность бизнеса в любых его проявлениях. Каждый день мы ищем свежие идеи и, поверьте, находим.Только после того, как мы испытаем инновации на себе, мы можем советовать или не советовать заказчикам решения, помогающие экономить и/или зарабатывать.
Вот вам пример. Наши сотрудники часто ездят в командировки. Организация поездок — важная часть работы. Так родилась идея создать робота, который умеет заказывать билеты, искать и бронировать гостиницы. У нас получился полноценный искусственный интеллект с возможностью самообучения. После его внедрения на порядок сократилось число людей, которые ранее испытывали трудности с планированием поездок. Плюс снизилась нагрузка на бэк-офис. А время, как известно, деньги, которые легко можно посчитать. Чат-бот КРОК решает вопрос по оформлению командировок наряду с другими важными для удобства сотрудников задачами — заказом переговорок, оформлением гостевых пропусков в офис, получением информации о графике движения корпоративного транспорта и многом другом. По сути, робот-консультант — это отчуждаемый продукт, который можно внедрить в инфраструктуру любой компании. С таким кейсом уже не стыдно идти к потенциальным заказчикам.

Облачный банк

Крупный российский банк (входит в Топ-30 российских банков) разместил бизнес-критичные системы в частном облаке КРОК. Это позволило создать технологически гибкую и мощную ИТ-инфраструктуру, благодаря которой можно быстро наращивать вычислительные ресурсы (например, в период пиковых нагрузок в праздники), а также перераспределять их при появлении новых бизнес-задач. Банк полностью контролирует и легко управляет виртуальной инфраструктурой.

Более того, модель «оплата ресурсов по мере использования» позволяет сократить расходы на содержание и развитие инфраструктуры, иными словами, переводить капитальные затраты в операционные (Capex в Opex) и эффективно управлять ИТ-активами в долгосрочной перспективе. Использование частного облака позволило банку ежегодно экономить 28% ИТ-бюджета, а это колоссальная сумма!

Существуют ли области, направления бизнеса, в которых решения, основанные на IT, приносят самый быстрый и заметный эффект?
Олег Кравченко: В бизнесе нет «серых» зон, в которых было бы невозможно внедрение новых подходов. Для любой области или сферы деятельности есть технологии, которые позволят увеличить прибыль, снизить расходы, найти новые способы монетизации существующих ресурсов или сделать производственный процесс более эффективным. Например, технологии дополненной реальности. Вы надеваете очки, на стекла которых может проецироваться дополнительная информация: инструкция по работе с прибором или живая консультация эксперта. Это не фантастика. Это существующая технология, которая применяется как для гражданских объектов, так и для объектов повышенной опасности. Есть ли у этого экономическое обоснование? Да.

Умные сервисы для операторов связи

КРОК запускает сервисные проекты для операторов связи на базе современных продуктов профилирования и взаимодействия с абонентами, которые, в свою очередь, включают технологии больших данных и машинного обучения. Это помогает операторам генерировать дополнительную выручку. Так, например, анализируя состояние счета и действия абонента, система предлагает ему дополнительные услуги. Абонент получает понятную, удобную и актуальную услугу, а оператор, как уже говорил выше, дополнительные доходы. Сложный с технической точки зрения сервис имеет очень простую логику для пользователей и значительный экономический эффект для оператора. Вся инфраструктура, интеграция, текущая поддержка входят в зону ответственности КРОК и не требуют от оператора затрат на внедрение. По нашему опыту, внедрение подобных сервисов позволяет в среднем повысить ARPU оператора до 7%.

Остановимся на возможностях дополнительной монетизации. Где вы их чаще всего ищете у своих клиентов?
Олег Кравченко: Для различных сегментов рынка мы предлагаем разные варианты. Если бизнес обслуживает большой человекопоток, имеет смысл обсуждать вопрос создания Wi-Fi-инфраструктуры, внедрения Wi-Fi-аналитики поведения клиентов, видеоаналитики, технологий Digital Signage. Все эти инструменты позволяют нашим заказчикам оцифровать поведение потребителей, формировать персонализированный канал коммуникации с ними. Ведь большой поток клиентов — это не только деньги, которые они принесли в конкретный момент времени, но и данные, на которых тоже можно зарабатывать. Простой пример. Отслеживая, как покупатели передвигаются по торговому залу, и сопоставляя эту информацию с объемами продаж товаров на полках, мы добиваемся оптимального размещения продукции — удобного для посетителей и выгодного для ритейлера. И это тоже выражается в деньгах. В нашем портфолио есть целых ряд таких успешных проектов, в частности, в направлении Wi-Fi-аналитики на базе решений нашего партнера, компании Cisco.
Еще один пример — анализ больших данных. Эта технология позволяет генерировать дополнительную прибыль для операторов связи. После внедрения платформы оператор сотовой связи с абонентской базой в 40-45 млн клиентов начал дополнительно зарабатывать по 2 млн долларов в месяц.
Инфографика: BFM.RU
С чего начинается поиск дополнительных источников прибыли для компании-заказчика?
Олег Кравченко: Начинать надо с анализа того, чем вы сейчас занимаетесь. Бессмысленно пытаться автоматизировать все. Наши аналитики помогут выявить бизнес-процессы, в которых ИТ-решения дадут наибольший эффект. Причем модели использования этих решений могут быть совершенно разными, в зависимости от потребностей и возможностей заказчика. Наибольший эффект может дать, в частности, управляемый сервис. Управляемыми сервисами мы называем контракты, при которых часть бизнес-процессов отдается на управление внешним экспертам. У себя в КРОК мы разработали более 30 управляемых сервисов, которые можем предлагать нашим заказчикам, начиная, условно, от технической поддержки компьютеров и заканчивая документооборотом. Речь идет не только об облаках — облачные решения есть у всех системных интеграторов. Мы стараемся найти гибридную модель предприятия, использующего облачную платформу и дополнительные сервисы, которые работают на оборудовании заказчика, но не приобретаются, а берутся в аренду.

Wi-Fi на трибунах

При строительстве нового стадиона ФК «Краснодар» (вмещает 34 000 человек), специалисты КРОК оснастили трибуны высокоскоростным High Density (HD) Wi-Fi на базе Cisco. Это надежное, проверенное на рынке решение, которое в полной мере соответствовало требованиям заказчика. Дело в том, что ранее из-за большого количества болельщиков, одновременно находящихся на матче, стадионы технологически не могли предоставить качественный беспроводной интернет. А внедренный HD Wi-Fi на Cisco обеспечил 100% покрытие чаши стадиона. Это позволило болельщикам всегда оставаться на связи и делиться спортивным контентом в социальных сетях непосредственно в ходе матча.

В рамках проекта также была внедрена система IP-TV и Digital Signage. Комплекс решений обеспечивает трансляцию матчей и рекламных сообщений на 300 цифровых экранах стадиона. Необходимый контент в один клик оператора выводится на информационные панели, в зависимости от их местоположения: VIP-ложа, магазин сувениров, фуд-корт и пр.

Насколько внедрение новых технологий критично для бизнеса?
Олег Кравченко: Любое предприятие будет вынуждено измениться. Это называется «цифровая трансформация». Дело в том, что потребитель меняется. Вслед за ним будет двигаться экономика. Если компания хочет выжить, то другого варианта, кроме перехода на новую технологическую платформу, не существует. Пока это особенно критично для крупного бизнеса, но постепенно затронет компании любого размера.

Если вы ищете новый смартфон в интернете, 80% предложений, которые выходят по запросу, это предложения от маленьких компаний. Процесс поиска и выбора меняется. Лично я уже забыл, когда последний раз пользовался компьютером. У меня есть смартфон, планшет, и мне этого достаточно. Вместо того чтобы загружать браузер и идти на страницу поисковика, я использую платформу — агрегатор коммерческих предложений. Мне так удобнее. Значит, этим 80% небольших компаний придется подстраиваться под мои привычки.

Оптимальный ритейл

Система Wi-Fi-аналитики поведения клиентов на базе Cisco внедрена специалистами КРОК для глобального бренда одежды. Это позволяет заказчику оценивать конверсию от рекламных кампаний и маркетинговых активностей, а также отслеживать потоки повторных посетителей. Wi-Fi-аналитика также позволяет избежать неэффективных бизнес-процессов, например, связанных с распределением продавцов-консультантов по территории магазина. Получая статистику о количестве посетителей в конкретное время суток, можно более грамотно использовать человекоресурсы, в частности, увеличивать число продавцов-консультантов во время часов пик.

По данным КРОК, Wi-Fi-аналитика поведения клиентов как управляемый сервис позволит заказчикам в расчете на пять лет сэкономить 30% ИТ-бюджета.

Раньше системные интеграторы предлагали бизнесу понятные вещи: компьютер, сервер, сеть, внедрение софта. Как происходит продажа того, что вы называете «управляемым сервисом» и Revenue Sharing?
Олег Кравченко: Модель традиционных продаж отживает. Технологии развиваются слишком быстро. Их становится невыгодно приобретать в собственность. Если вы вкладываете деньги в IT, то вы вынимаете их из бизнеса. Эффективнее взять необходимое технологическое решение в аренду. Эта схема работает даже на производстве. Завод платит не за компрессор, а за объем обработанного газа, типография не покупает печатную машину, а платит за отпечатанные листы. Это управляемые сервисы.

Когда я прихожу к потенциальному заказчику, я приношу бизнес-кейс. Возможность заработать, используя арендованные у нас решения. Мы предлагаем оплату за пользование ИТ-технологией в виде раздела прибыли. Если мы вместе добились успеха, значит, мы можем его разделить. Если решение оказалось неэффективным — это наши риски. Это называется Revenue Sharing.

Мы готовы на них идти, опираясь на свое знание и доверяя опыту заказчиков. Мы видим желание бизнеса не просто модернизировать старые процессы, а искать новые формы и способы создания прибыли. Вместе с нами это получается довольно неплохо.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию