16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.78 / ₽ 7982
  • RTS1129.04
18 января 2018, 07:20 ПолитикаКонфликты

Казахстан для Америки не Россия. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

В США с официальным визитом прибыл Нурсултан Назарбаев. Судя по тому, как прошла его встреча с Дональдом Трампом, российско-американские отношения «ушли на ноль»

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

В ходе официального визита в США президент Казахстана Нурсултан Назарбаев встретился с американским президентом Дональдом Трампом и подписал коммерческие соглашения на сумму 7 млрд долларов, в том числе 2,5 млрд — на приобретение авиационной и железнодорожной техники и услуг по их обслуживанию, в частности, с такими гигантами, как Boeing и General Electric.

Кроме того, Назарбаев пригласил своего коллегу посетить Казахстан в будущем, выразив надежду, что Америка ответит взаимностью на безвизовый режим для граждан США. «Казахстан объявил безвизовый режим для американских граждан, которые бывают у нас, мы надеемся на ответную реакцию», — сказал Назарбаев по окончании переговоров с Трампом.

Объявлено и о том, что впервые будет установлено прямое воздушное сообщение между США и Казахстаном. В ходе переговоров с президентом США Нурсултан Назарбаев также выразил обеспокоенность тем, что «политические отношения между Соединенными Штатами и Россией ушли на ноль. Что еще может стоять за внешне успешным визитом в Америку Назарбаева? Об этом — в комментарии политолога Георгия Бовта.

На фоне действительно «ушедших на ноль», по меткому выражению казахского президента, российско-американских отношений потеплению между Вашингтоном и Астаной действительно можно только позавидовать.

Хотя большая часть американской прессы, особенно из числа тех масс-медиа, что давно настроены критично по отношению ко всему, что делает Трамп, обрушилась с критикой и на этот визит. Мол, Трамп принимает в Белом доме лидера режима, который обвиняют в массовых нарушениях прав человека, а также коррупции. Ни президенты Буш-младший, ни Обама официальных переговоров и встреч на высшем уровне с Назарбаевым не проводили.

Ряд ведущих СМИ Казахстана под управлением Нурсултана Назарбаева вообще называют теперь не иначе, как «клептократией». Собственно, не далее как в 2016 году в докладе Госдепартамента США также в адрес Казахстана звучали обвинения в массовых нарушениях прав человека и преследовании оппозиционных политических и религиозных групп.

Но сейчас в Госдепе другое руководство, а Трамп вообще не из тех политиков, которые будут строить свою внешнюю политику вокруг проблемы прав человека. Казахстан важен сейчас для США как потенциальный если не союзник, то хотя бы партнер в Средней Азии. В частности, в проведении политики поддержки нынешнего режима в Афганистане. Особенно после того, как Вашингтон рассорился с прежним союзником в регионе — Пакистаном, лишив его ежегодной поддержки в размере 1 млрд долларов. На разрыв с Пакистаном Трамп шел сознательно, обвинив Исламабад в том, что тот не обеспечивает безопасность своих границ с Афганистаном от проникновения боевиков-исламистов.

Тем не менее, и Трампу досталось за то, что называют «казахстанской коррупцией». Во время подходов двух президентов к прессе журналисты выкрикивали вопросы касательно инвестиций «грязных казахских денег» в девелоперские проекты Трампа в Нью-Йорке.

В декабре агентство Bloomberg опубликовало расследование об отмывании денег из Казахстана посредством вложения в принадлежащую Трампу недвижимость, а именно отель «Трамп-Сохо», что расположен в одном из самых престижных районов Манхэттена. С этой историей связывают имя опального казахского олигарха Мухтара Аблязова, бывшего владельца БТА-банка, которого казахские власти обвиняют в хищении как минимум 4 млрд долларов.

В Казахстане он приговорен к 20 годам тюрьмы заочно, но сейчас Аблязов проживает в Европе. Франция отказалась его выдавать, считая политическим беженцем, преследуемым за то, что посмел бросить вызов Нурсултану Назарбаеву. После публикации Bloomberg имя Трампа было со здания отеля убрано. А в ответ на выкрики журналистов он отвечал, что ничего не знает.

В ходе переговоров с Назарбаевым Трамп на публике ни разу не упомянул Россию. Вряд ли и наш союзник по ЕврАзЭС поехал в Вашингтон, чтобы лоббировать там интересы Москвы.

У Назарбаева было, о чем поговорить с Трампом без свидетелей. В конце прошлого года стало известно об аресте 22 млрд долларов, или почти 40% суверенного Национального фонда Казахстана по решению бельгийского суда по иску молдавского бизнесмена Анатолия Стати и его компаний, который был подан против правительства республики. И хотя иск был всего на сумму 500 млн долларов, американский Bank of New York Mellon, где они лежали, заморозил в 44 раза больше. Наплевав на то, что фонд суверенный.

Такая лихость в отношении Казахстана, против которого никаких санкций нет, настораживает: а как же тогда могут в Америке поступить с российскими суверенными авуарами? Можно предположить, что в ходе двусторонних переговоров с Трампом Назарбаев мог поднимать эту деликатную тему.

Также легко можно предположить, что Трамп в ответ сказал, что вряд ли что-либо сможет поделать с независимой судебной властью. Интересно, поверил ли ему Назарбаев? Обычно политики, руководящие странами постсоветского пространства, подобным заверениям никогда особо не верили.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию