16+
Четверг, 18 апреля 2024
  • BRENT $ 87.53 / ₽ 8256
  • RTS1154.28
22 января 2018, 06:25 ПолитикаКонфликты
Актуальная тема: Кризис в Сирии

Россия решила постоять в стороне от турецкой операции. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Турки начали операцию «Оливковая ветвь» в сирийском Африне. Формально Россия не давала туркам согласия на ее проведение. Но своих военных, расквартированных, в том числе, на аэродроме в Африне, она за день до операции передислоцировала

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Турецкая армия начала масштабную операцию на севере Сирии в районе кантона Африн, занятого подразделениями курдов. За день до этого российское Минобороны приняло решение передислоцировать оперативную группу российских военных и полиции из района боевых действий. Как сказано, «для упреждения возможных провокаций, исключения угрозы жизни и здоровью российских военнослужащих».

В то же время, говоря о причинах начала военной операции Турции, Минобороны отметило, что причиной этого стали действия со стороны правительства США. Ведомство также подчеркнуло, что «основными факторами, способствовавшими кризисному развитию ситуации в данной части Сирии, стали провокационные шаги США, направленные на обособление районов с преимущественно курдским населением».

Президент Турции Эрдоган, объявляя о начале операции в субботу, раскритиковал США за поддержку сирийских курдов, которых Анкара считает террористами. МИД Турции отметил, что письменно проинформировал власти Сирии о начале операции. Также уведомления были направлены всем сторонам конфликта и в ООН. Впрочем, Дамаск назвал действия Анкары «актом агрессии» и пригрозил, что будет сбивать турецкие самолеты. Грозят ли действия Турции обострением отношений с Россией? Об этом — в комментарии политолога Георгия Бовта

Турция давно ставила целью выбить курдов из прилегающего непосредственно к сирийско-турецкой границе региона Африн, который курды занимают с 2012 года. Там действует широкая коалиция в составе Отрядов народной самообороны курдов и различных арабских ополчений, объединенных в так называемые Сирийские демократические силы (СДС).

Именно эта коалиция при поддержке американской авиации нанесла целый ряд поражений джихадистам из запрещенного ИГИЛ в районе Ракки и других провинциях, освободив от них значительную часть страны. Однако Анкара считает курдское ополчение в Сирии филиалом Рабочей партии Курдистана (РПК), которая запрещена в самой Турции как террористическая организация.

РПК борется за курдскую автономию с 1984 года. Анкара, в свою очередь, пытается жестко подавлять всякие признаки какой-либо курдской автономии в регионе, будь то у себя в стране, в Сирии или на севере Ирака. Пока курды и арабы сражались с ИГИЛ при поддержке США, турки не предпринимали активных боевых действий. И вот теперь, когда основные силы ИГИЛ, по сути, разгромлены, решили сказать свое слово.

Они, разумеется, сразу вступают в опосредованный конфликт с Америкой. Поддержка Сирийских демократических сил со стороны США с приходом Трампа лишь усилилась. Особенное раздражение Анкары вызывало то, что в последнее время США стали говорить о намерении создать на севере Сирии некие пограничные «силы безопасности» численностью до 30 тысяч человек. Их основой могли стать как раз курдские отряды, такая перспектива туркам совсем не улыбается.

Теперь Турция хочет создать на севере Сирии собственную «зону безопасности» шириной до 30 километров. Идея выдвигалась Анкарой давно, и Америка этой идее всячески противилась, не говоря уже о Дамаске.

Анкара в регионе делает ставку на Сирийскую свободную армию, которую еще называют умеренной оппозицией Асаду, но вернее было бы назвать «умеренными исламистами». Причем умеренными — по отношению разве что к полным мракобесам из ИГИЛ. ССА участвует числом до десяти тысяч человек в нынешней операции турецких военных, получившей кажущееся несколько циничным название «Оливковая ветвь».

Для Москвы действия Анкары не стали неожиданностью. Эрдоган уже давно обращался с просьбой к Владимиру Путину дать турецким военным свободу рук на севере Сирии против курдов, и конкретно в кантоне Африн. Последний раз — в ходе ноябрьского саммита в Сочи. Известий о том, что Москва дала формальное согласие на военную операцию турок, не было. Но своих военных, расквартированных, в том числе на аэродроме в Африне, она за день до операции передислоцировала.

В условиях ожидаемости данной операции Россия предпочла не идти на прямое столкновение с турецкой армией. Тем более, как говорится, «впрягаться» за проамериканские формирования. Ведь зачем ей это? У России свой «подопечный» — это правительство Башара Асада.

С Турцией есть некое понимание того, кто чего добивается. Есть некое взаимопонимание на высшем уровне. С США никакого взаимопонимания ни на каком уровне нет. Так что «упростить ситуацию» за счет ослабления явно не пророссийских группировок чужими руками — не самый плохой вариант.

Российское Минобороны сочло даже нужным выступить лишний раз с обвинениями против США. Дескать, именно «бесконтрольные поставки Пентагоном современного вооружения проамериканским формированиям на севере Сирии», в том числе ПЗРК привели к нынешней эскалации.

Правда, эти поставки начались по указанию Трампа в мае прошлого года. Тогда могло еще казаться, что российско-американские отношения еще можно как-то выправить. А теперь так совсем не кажется. Так что пусть турки без нашего участия громят проамериканские подразделения и сами выясняют свои отношения с Вашингтоном.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию