Почему власти не торопятся с «законом Яровой»?
Лента новостей
Согласно последним данным, Минкомсвязи прислушалось к операторам связи и решило не только смягчить антитеррористический документ, но и отодвинуть его реализацию
Обновлено в 11:39
«Закон Яровой» смягчат и отодвинут его реализацию. Как сообщает газета «Коммерсантъ», Минкомсвязи пошло навстречу операторам связи. Министерство изменит правила расчета хранимого трафика. Предполагается, что объемы хранилищ данных будут рассчитываться не из емкости сетей, а из фактического трафика операторов, что значительно облегчит участь операторов.
Изменить правила расчета по «закону Яровой» Минкомсвязи решило после изучения решения комиссии Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). По данным газеты, в ответе замглавы министерства Дмитрия Алхазова в РСПП, в частности, говорится, что операторы будут хранить лишь фактически переданные данные — за исключением голоса — в течение 30 дней, а не трех лет.
Ранее РСПП оценило, что внедрение антитеррористического закона в первоначальном варианте принесет операторам «большой тройки» 100 млрд дополнительных затрат, в то время как возможности каждого на эти цели не превышают 3 млрд.
Сэкономить операторы смогут не только на изменениях в правилах расчета. Минкомсвязи также разрешило операторам использовать имеющуюся инфраструктуру и оборудование после «доработки». По данным РБК, вице-премьер Дмитрий Рогозин поручил поддержать российских производителей телеком-оборудования, доля которых в госзакупках сейчас не превышает 10–15%.
В то же время иностранным производителям отрасли дадут послабление, в случае локализации сборки в России. «Закон Яровой» может вступить в силу не в июле, как было задумано, а в начале октября.
Вице-президент по информационным и коммуникационным технологиям РСПП Сергей Мытенков подтвердил Business FM получение письма от Минкомсвязи. Вот что он сказал:
Сергей Мытенков вице-президент по информационным и коммуникационным технологиям РСПП «Самое важное в том, что не нужно хранить весь трафик, нужно хранить часть информации, которая требует существенно меньших затрат по «железу», особенно с учетом того, что если все побегут покупать одно и то же «железо», строить свои центры обработки данных, то возрастет и стоимость компонентов, и работ. Получается лавинообразное повышение цен. Мы проанализировали мировой опыт, и фактически ни в одной стране мира, за исключением США, а в США это делает государственная структура, на бизнес не возложены задачи по хранению всего трафика — лишь каких-то незначительных частей, фактически свойств передачи информации»».
Ранее руководитель пресс-службы «Мегафона» Юлия Дорохина сказала Business FM, что «реализация «закона Яровой» сложна с технической точки зрения», и «отсрочка позволит полноценно реализовать необходимые требования». В «Вымпелкоме» также посчитали отсрочку целесообразной.
Будут и другие послабления, считает эксперт в области информационной безопасности и технологий Максим Эмм:
— На текущий момент возникла ситуация, при которой сказали: «Да, нужно всем делать», но не проработали ни технический регламент, ни вопрос, сколько стоит, кто за это заплатит. В итоге, если в лоб реализовывать, всего лишь простимулируем за счет абонентов, обычных граждан бизнес западных поставщиков оборудования. Поэтому, конечно, сейчас все пытаются от этой ситуации уйти, и сдвиг по срокам, и смягчение требований по хранению, сейчас уже происходит. В каком-то виде оно останется, но, скорее всего, это произойдет не очень близко и явно не в том виде, в котором исходно предполагалось, ввиду того, что затраты просто гигантские, и не совсем понятно, что с этим массивом зашифрованной в первую очередь информации государство будет делать.
— Фактически иностранным производителям тоже хотят дать послабление. Как это может сказаться на рынке и с чего решили смягчить меры к зарубежным производителям?
— Меры смягчения, про которые сейчас идет речь, предназначены для того, чтобы иностранные производители имели возможность постепенно, в соответствии с графиком локализации, переносить производство на территорию РФ. Это понятные, грамотные, хорошие меры. Высокотехнологичное оборудование, в первую очередь его работа, его ценность основаны на используемых технологиях, которые заложены в программное обеспечение, в патенты ноу-хау, которые остаются где-то за рубежом. То есть перенос, ручная сборка оборудования у нас на территории, конечно, даст какой-то плюс бюджету, даст возможность повторять, что производство оборудования локализовано, но при этом нужно понимать: самое главное — технологии остаются зарубежными. Вещи, связанные с рисками несанкционированного влияния на нашу инфраструктуру через это оборудование, все равно остаются, потому что программное обеспечение пишется за рубежом.
Пакет антитеррористических законов, получивший название «закон Яровой», был подписан президентом в июле 2016 года. Он обязывает операторов связи и интернет-компании хранить информацию о разговорах и переписке пользователей.