Хайп за Сталина. Комментарий Георгия Бовта
Лента новостей
Британский фильм «Смерть Сталина» российские зрители могут так и не увидеть в кинопрокате. Черный юмор на тему российской истории оказался не по вкусу Минкульту
Фильм «Смерть Сталина» лишили прокатного удостоверения. Минкульт попросили проверить комедию на экстремизм. Владимир Мединский заявил, что зрители могут воспринять картину как насмешку «над страной, победившей фашизм, над советской армией и над простыми людьми».
Мединский также прокомментировал сообщения о том, что ранее он отрицал возможный запрет картины. «Вопрос был задан в коридоре на бегу, фильма в распоряжении Минкультуры тогда не было. Его никто не видел. Сейчас мы фильм посмотрели, в том числе и юристы, и члены Общественного совета. И мнение относительно фильма сложилось», — сказал он ТАСС .
Фильм британского режиссера Армандо Иануччи посвящен периоду борьбы за власть сразу после смерти Сталина. Картина должна была выйти в 30 столичных кинотеатрах, включая сетевые «Каро» и «Формулу кино». Как сложится судьба фильма у нас?
Не успели улечься страсти по «Матильде», как очередная премьера фильма на темы, связанные с отечественной историей, рискует быть сорванной. Да еще после недавнего мини-скандала вокруг иностранного фильма о медвежонке Паддингтоне, премьеру которого Минкульт безуспешно пытался сдвинуть на февраль. По мнению некоторых, для того, чтобы фильм о том, как советские баскетболисты победили американских на Мюнхенской олимпиаде в 1972 году, собрал еще большую кассу.
Министерство культуры в настоящее время оказалось прямо-таки на передовой борьбы за чистоту и крепость «скреп», притом что опасности, диверсии, провокации и подлые враги буквально повсюду. Если не в каждом фильме, то через один.
Нынче вообще особый случай. Ведь «черная комедия» на тему яростной схватки за власть внутри советской верхушки после смерти «вождя народов» — это вам не «Матильда» и тем более никакой не медвежонок. Тут некоторые усмотрели не только оскорбление советского гимна, символов и лично товарища Жукова, но и ветеранов Великой Отечественной войны.
Поскольку, как смекнули противники релиза, «черная комедия» выходит накануне 75-й годовщины победы в Сталинградской битве, которая приходится на 2 февраля. Хотя, строго говоря, тема Сталинградской битвы в фильме не затрагивается никак. А еще, как политически зорко подметил член Общественной палаты России Павел Пожигайло, положивший ранее немало сил на борьбу с «Матильдой», у нас скоро выборы президента. А тут такое. И вообще, налицо явная «тщательно спланированная провокация».
Зампредседателя комитета Думы по культуре Елена Драпеко усмотрела в фильме так и вообще «элемент экстремизма». Забыла, наверное, как в свое, советское время, фильм с ее участием «А зори здесь тихие» тоже обвиняли в кое-каких грехах блюстители советской нравственности.
Часть возмущенных общественников призывают не запрещать фильм, а перенести российскую премьеру на лето. Но есть и более решительно настроенные. Группа юристов при Минкульте призывает прокатное удостоверение отозвать. Дескать, «фильм «Смерть Сталина» направлен на возбуждение ненависти и вражды, унижение достоинства российского (советского) человека, пропаганду неполноценности человека по признаку его социальной и национальной принадлежности, а это признаки экстремизма». Таким образом, «черный юмор», жанр, который вряд ли вообще может претендовать на адекватную подачу истории любой страны, теперь проходит у нас по разряду «экстремизма». Как в сталинское время политические анекдоты проходили по разряду «антисоветской пропаганды».
Перспективы фильма «Смерть Сталина» объективно выглядят пока похуже, чем ранее фильма Алексея Учителя о возлюбленной Николая II. Тут ведь еще и режиссер из страны — члена НАТО. А про советских вождей у нас если в кино и шутили, то разве что в 90-х. А теперь как-то совсем перестали. Кстати, сам режиссер фильма сказал в одном из интервью, что в России в каком-то смысле «Сталин возвращается». И он задумал свой фильм для того, чтобы выразить в нем идею — «не бойтесь сильных людей».
На фоне становящегося уже традиционным шума вокруг тех или иных произведений, не вписывающихся в нынешний культурный мейнстрим, невольно возникает всякий раз подозрение, что шумящие не столько выражают сколь-либо массовые общественные настроения, сколько раздувают хайп ради каких-то собственных сиюминутных интересов.
Поскольку общественность, как показала история проката той же «Матильды», обошедшаяся совсем без эксцессов, ведет себя по отношению к демонстрации якобы возмутительных, провокационных и даже «экстремистских» произведений куда спокойнее.
Вопрос в том, готово ли общество посмеяться над Сталиным и его соратниками. И готовы ли чиновники Министерства культуры к тому, что если они действительно запретят «черную комедию» по причинам звериной серьезности, то над ними самими будет смеяться большая часть кинематографического сообщества. И не только его. Или это все уже становится просто несмешно?