16+
Пятница, 26 апреля 2024
  • BRENT $ 89.48 / ₽ 8244
  • RTS1179.57
22 февраля 2018, 10:44 Общество

Лев Зеленый: «Ученых не надо заставлять работать, им просто не надо мешать»

Лента новостей

Академики написали новое письмо президенту: они снова критикуют реформу и жалуются на засилье бюрократии. Примет ли к сведению Кремль это послание с учетом того, что прежнее спустили Федеральному агентству научных организаций?

Лев Зеленый.
Лев Зеленый. Фото: Андрей Махонин/ТАСС

«В СССР работать было свободнее»: члены РАН повторно обратились к Владимиру Путину с критикой реформы академии. Первое обращение из администрации президента было перенаправлено в правительство, оттуда оно ушло в Минобразования, а министерство переадресовало жалобу в Федеральное агентство научных организаций, на которое академики, собственно, и жаловались президенту.

Первое письмо подписали 397 академиков, повторное — уже 415. Жалуются ученые на рост бюрократической нагрузки. По сути, академики недовольны тем же, что и вузовские преподаватели, школьные учителя и воспитатели детских садов.

После реформы РАН наукой в России начали управлять чиновники. Например, установлена прямая зависимость финансирования от количества научных статей в год, и эту цифру ученые должны сами проанонсировать в начале отчетного периода. То есть условный Ньютон должен заранее знать, сколько яблок упадет ему на голову, в каких местах это произойдет и какие плоды принесет в каждом конкретном случае. Случаи нужно подробно описать, а за яблоки — отчитаться.

Не так давно академики выбрали нового президента РАН. Считается, что Александр Сергеев выиграл выборы как раз благодаря обещаниям добиться особого статуса для академии. Ученые говорят, он старается, но руки у Сергеева связаны.

Академики, изначально активно выступавшие против реформы РАН, не оставляют борьбу и по сей день, пишут письма. Авторы последнего обращения убеждены, что наука в России не может развиваться под управлением Федерального агентства научных организаций (ФАНО), которое ученые называют «некомпетентной структурой».

Директор института космических исследований РАН, академик Лев Зеленый не разделяет пафоса обращения к президенту и не винит во всех бедах ФАНО. По его словам за излишнюю бюрократизацию науки ответственны и Минобр, и Минтруд, и Минфин — вся система, при которой действительно работать труднее, чем в Советском Союзе.

Лев Зеленый директор института космических исследований РАН «Мы с большим трудом выезжали за границу. Проходили кучу всяких парткомов и райкомов, но зато в нашу работу никто не вмешивался. Мы работали спокойно. Мы определяли сами, что делать, выбирали главные темы. Единственное, за что я всегда боролся в институте, чтобы нам разрешили приходить в субботу и воскресенье. У нас режимный институт, наш первый отдел обычно против был. Ученых не надо заставлять работать, им просто не надо мешать».

Не мешать просят многие: воспитатели детских садов, которые вынуждены вешать на дверях групп для самых маленьких отчет о том, сколько детей сегодня «научились получать радость от проделанной работы»; преподаватели вузов, которые увольняются и пишут огромные посты в соцсетях о том, что больше просто не могут писать унизительные доклады о своей работе для людей, в этой самой работе не понимающих ровным счетом ничего. Со школьными учителями та же картина, говорит первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке Олег Смолин, приводя в пример результаты работы специальной комиссии нижней палаты парламента прошлого созыва:

Олег Смолин первый заместитель председателя комитета Госдумы по образованию и науке «Согласно официальному докладу комитета, каждое учебное заведение ежегодно заполняет примерно 300 отчетов, по 12 тысячам показателей. Это средние данные. В том числе по таким программам, которые давно считаются завершенными. Российский учитель, соответственно, оказался мировым рекордсменом по количеству времени, которое он тратит на документы, и прочую бессмысленную работу. Мировым рекордсменом, без преувеличения. Люди жалуются, что работать с детьми и студентами становится совершенно некогда. Все время занимает бессмысленное выполнение всякого рода административных функций. Как печально пошутил один директор школы — «Дети, уйдите из школы, не мешайте реализовывать закон об образовании».

Депутат Смолин признает: для того, чтобы снизить уровень бюрократической нагрузки на образование и науку нужно принять далеко не один новый закон. Благо напринимали старых. В этом составе парламента, по словам Смолина, если проекты документов не спущены или не одобрены правительством или администрацией президента, перспектив у них нет. Так что академикам и другим жертвам излишней бюрократии остается лишь писать президенту. Они и пишут.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию