16+
Пятница, 19 апреля 2024
  • BRENT $ 88.79 / ₽ 8354
  • RTS1160.60
8 мая 2018, 21:36 ПолитикаКонфликты

Америка выходит из сделки по иранской ядерной программе

Лента новостей

Об этом официально заявил президент США. Он также отметил, что в отношении Ирана вводится «самый высокий уровень санкций»

Фото: depositphotos.com

Обновлено в 23:15

США выходят из сделки по иранской ядерной программе. Об этом заявил президент страны Дональд Трамп. При этом вводится «самый высокий уровень санкций».

Дональд ТрампДональд Трамп президент США «Я объявляю сегодня, что США выходят из иранской ядерной сделки. Через несколько мгновений я подпишу президентский меморандум, чтобы возобновить американские санкции против иранского режима. Мы установим самый высокий уровень экономических санкций. Америка не будет заложником ядерного шантажа!»

И это при том, что за 28 месяцев, прошедших со вступления в силу соглашения, международные инспекторы не обнаружили нарушений, за исключением самых незначительных, которые тут же исправлялись.

США, во-первых, начали увязывать ядерную сделку с ракетной программой страны, а во-вторых, появился доклад израильской разведки, который утверждает, что Иран свою программу на самом деле не свернул.

Хотя Трамп говорил о том, что он примет такое решение, многие в это до последнего момента не верили, отмечает руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций Алексей Малашенко:

Алексей МалашенкоАлексей Малашенко руководитель исследований в Институте диалога цивилизаций «Я пока для него лично никаких реальных выгод не вижу. Он еще раз показал, что он Трамп, что он способен на нестандартные ходы. Это вызовет большое восхищение им в Израиле. Но как конкретно это отзовется для того же Трампа, очень трудно сказать. После этого решения он усилил позиции консервативных кругов в Иране. У иранских консерваторов развязаны руки, и, в общем, это может каким-то рикошетом ударить по тому же Израилю. Более того, Европа, особенно французы, тот же Макрон против выхода Америки. И французские, и немецкие, и итальянские фирмы уже очень глубоко вошли в Иран. И бросать это все из-за того, что Трамп принял такое решение, я думаю, что они не будут. И таким образом США создали дополнительную проблему себе. Я не совсем понимаю этой логики, может быть, это более непростая игра. Тут надо вспомнить и про Саудовскую Аравию, которая очень боится ядерного Ирана. Но это пока что из области фантазии. Тут есть еще один момент. А не воспользуется ли Израиль вот этой ситуацией? Ну и самое последнее: сейчас в России очень непростая ситуация, поскольку она и с Ираном, и с Израилем связана. Как ей теперь выкручиваться?»

Реакция Израиля была молниеносной, свидетельствует независимый аналитик из Израиля Александр Этерман:

Александр Этерман Александр Этерман независимый аналитик из Израиля «Израильский премьер-министр вышел в эфир непосредственно в ту же секунду... То есть они были согласованы. Прямо прямым продолжением речи Трампа было выступление Нетаньяху, который требовал больше. Он говорил о том, что все остальные страны, прежде всего европейцы, должны тоже немедленно вступиться. То есть Израиль, на самом деле, хотел бы фактической капитуляции, падения иранского режима — как минимальное пожелание. На самом деле, Израиль очень хотел бы довести США до прямой войны с Ираном, чего Пентагон ему пока что не дает».

Часто решение Трампа связывают с тем, что за последние месяцы он уволил своих помощников — Рекса Тиллерсона и генерал-лейтенанта Макмастера и заменил их на двух непримиримых критиков Ирана — главу Госдепа Майка Помпео и советника по национальной безопасности Джона Болтона.

В течение последних трех недель высокопоставленные чиновники из Франции, Великобритании и Германии говорили, что выход из соглашения был бы ошибкой. Нельзя исключать варианта, что, если США будут упорствовать и возобновят санкции, Европа к ним присоединяться не будет, считает доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули:

Александр Тэвдой-БурмулиАлександр Тэвдой-Бурмули доцент кафедры европейской интеграции МГИМО «Вопрос довольно сложный, потому что сейчас у американцев появились дополнительные аргументы в пользу той версии, что иранцы скрывали после формального согласия на компромисс свою ядерную программу. То, что нарыли израильские спецслужбы, играет Трампу в этом смысле на руку. Но Европа пока не склонна однозначно солидаризоваться с Трампом. Я думаю, что Макрон, пользуясь своим нынешним статусом лучшего европейского партнера для Трампа, будет пытаться убедить его все-таки либо не вводить санкции снова, либо каким-то образом вводить их в достаточной мере. Но, конечно, Трампа переубедить сложно. Европейцы остаются приверженными договору, который был достигнут. Примкнут ли к ним (санкциям) снова европейцы, пока это не очевидно. Это не принципиально будет для отношений Франции и США. Это один из частных вопросов, хотя и довольно значимый и символический: и для Франции очень важны отношения со Штатами, и Трампу очень нужна Франция как доверенное лицо в Евросоюзе, поскольку с Меркель у него отношения не сложились. И хотя какие-то разногласия могут быть, не только по этой теме, это частности на фоне общего стратегического консенсуса, который существует между странами».

Какими будут последствия от выхода из сделки?

Федор ЛукьяновФедор Лукьянов председатель президиума СВОП, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» «Трамп выбрал самый жесткий вариант. На последнем этапе, когда президент Макрон и канцлер Меркель были на прошлой неделе в Вашингтоне, они пытались, как я понимаю, уговорить уже даже не остаться в договоренности, а выйти, так сказать, мягким образом, то есть позволить другим странам, прежде всего союзникам, иметь дело с Ираном, вне зависимости от позиции США. И энтузиазм Макрона, который он выражал бурно после встречи с Трампом, должен был показать, что Европа смогла на позицию США повлиять. То, что сегодня сказал Трамп, означает, что Европа вообще не повлияла никак, откровенно и в грубой форме проигнорировал вообще все аргументы европейцев, просто они его не интересуют. Это означает, что, как он сказал, санкции американские будут возвращаться немедленно, и, что еще более существенно, он пригрозил мерами воздействия на те государства любые, которые будут сотрудничать с Ираном».

Однако, так или иначе, то, как станет развиваться ситуация, куда в большей степени, чем от Европы, будет зависеть от Тегерана. А есть большие сомнения в том, что он проигнорирует новые санкции США. Поэтому многие обозреватели сейчас пишут о том, что решение американского президента резко снижает уровень международной безопасности.

Но ощущение этой новой угрозы, к счастью для Трампа, может быть несколько размыто, если ему удастся провести успешную встречу в июне в Сингапуре с северокорейским лидером Ким Чен Ыном.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию