16+
Четверг, 25 апреля 2024
  • BRENT $ 88.39 / ₽ 8177
  • RTS1174.32
25 мая 2018, 12:30 Компании

Зеркало экономики

Лента новостей

О чем свидетельствует статистика грузоперевозок по железной дороге? Что говорят эти данные о работе российской промышленности и сельского хозяйства?

Фото: BFM.ru

Обсуждаем апрельскую статистику грузоперевозок, и сначала к основным цифрам. За четвертый месяц погрузка выросла на 3,4%, и ровно на столько же она выросла за все четыре месяца. Это не может не радовать, позитивный тренд сохраняется. Теперь к лидерам. По-прежнему отличными темпами растут перевозки зерна. За январь — апрель рост составил больше 45%. Мы не раз говорили о рекордном урожае прошлого года. Но стоит отметить и то, что рост идет за счет экспортных направлений. Причем круг наших покупателей расширяется, в этом году, например, начала закупки Монголия. Еще один лидер — самый массовый груз железных дорог, каменный уголь. За четыре месяца он прибавил почти 5% год к году. И тоже растет экспорт, отмечает руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Александр Слободяник.

Александр Слободяник руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Так же, как и в прошлом году, погрузка растет за счет отправок на экспорт при стабильности отправок во внутреннем сообщении. Если по итогам прошлого года объем погрузки во внутреннем сообщении и на экспорт был примерно одинаков, то по итогам текущего года, я думаю, объем погрузки на экспорт значительно превзойдет объем погрузки во внутреннем сообщении. Основной рост экспортных отправок у нас наблюдается в направлении портов Северо-Запада, Дальнего Востока, также погранперехода Забайкальск. Наибольшие объемы угля мы поставляем потребителям Китая, Кипра, Японии, Великобритании, Польши и Турции. А в ближайшей перспективе, мне кажется, следует ожидать дальнейшего роста темпа отправок угля на экспорт.

Другой лидер, который растет стабильно и хорошими темпами, — это химические и минеральные удобрения. За январь — апрель перевозки этой продукции по железной дороге выросли на 6,6%. И отметим черные металлы — рост почти 11% за тот же период. Растут погрузки как на экспортных, так и на внутренних направлениях. Однако есть сдерживающие факторы, констатирует наш собеседник.

Рост во внутреннем сообщении связан с увеличением потребления листовой стали, чугуна, слябов и стальных труб, что, в свою очередь, можно связать с ростом спроса со стороны крупнейших отечественных автомобилестроительных заводов, а также предприятий железнодорожного машиностроения. К основным факторам, сдерживающим рост экспорта продукции металлургов, относятся таможенные пошлины. Хотел бы обратить внимание, что у нас в конце марта этого года вступили в силу новые санкции США против Российской Федерации, в том числе пошлины на ввоз стали в 25%. Кроме того, также в силу вступили пошлины со стороны Египта на пять лет в размере 10% на ввоз стали.

Еще один груз, на котором стоит остановиться подробнее, — это лес. За четыре месяца перевозки лесных грузов выросли на 3,2%. Это не так много. Для сравнения: если мы возьмем итоги I квартала, то там рост был почти 5,5%. Однако есть прогноз, что именно эти грузы вскоре будут расти очень хорошими темпами. Российские предприятия заканчивают инвестпроекты по увеличению мощностей, и это должно отразиться на статистике грузоперевозок.

Отечественные производители продолжают наращивать производственные мощности по выпуску лесной продукции, а также ведут работу по привлечению иностранных инвесторов и увеличению охвата реализации продукции за пределами страны. Например, в 2018 году ожидается выход на полную мощность нового производства «Красфан». Компания в 2017 году уже увеличила производство фанеры до 4,5 тысячи кубических метров в месяц. В планах завода есть потребители иностранные, которые преимущественно сосредоточены в Китае. В 2017 году также Череповецкий фанерный мебельный комбинат завершил проект по увеличению производства. Рост составил 20 тысяч кубических метров в год.

Упомянем еще один важный тренд. За последние десять лет примерно в два с половиной раза упал экспорт российского круглого леса. Это связано с пошлинами на вывоз необработанной древесины, которые были введены, чтобы стимулировать отечественное производство. Ограничения на экспорт кругляка действительно дали стимул для развития этого сегмента промышленности. Именно перевозки лесной продукции с добавленной стоимостью будут играть первую скрипку. Продолжает руководитель отдела исследований грузовых перевозок Института проблем естественных монополий Александр Слободяник.

У нас наблюдается рост выпуска бумаги и картона. За первые три месяца текущего года рост увеличился на 3%, до 2,2 млн тонн. То есть у нас наблюдается рост объема переработки древесины. Это связано с поэтапным увеличением экспортных пошлин на круглый лес. Уже в 2019 году эти пошлины увеличатся до 40% с текущих 25%. В 2020-м до 60%, а в 2021-м уже достигнут уровня в 80%. При этом для предприятий, которые занимаются переработкой лесоматериалов, пошлины будут составлять меньше 10%. Во многом благодаря росту объема переработки лесоматериалов увеличиваются отправки лесных грузов в контейнерах.

Немного об аутсайдерах. Больше чем на процент снизились перевозки нефти и нефтепродуктов. Мы уже не раз рассказывали об этой тенденции, она связана с конкуренцией с трубопроводным транспортом. К небольшому удивлению, чуть-чуть, на одну десятую процента упали перевозки строительных грузов. Будем надеяться, что это краткосрочное падение, строительная отрасль восстанавливается, это факт. И вернемся к главной цифре — рост грузоперевозок по железной дороге за первые четыре месяца почти в 3,5%. Эксперты отмечают, что это рекорд за десять лет. А железнодорожники пересматривают годовой прогноз по погрузке в лучшую сторону. Если раньше планировался рост в 1,8%, то теперь ориентир — 3%. Запомним эту цифру и будем продолжать следить за статистикой. Заглянем в зеркало экономики через месяц.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию