16+
Вторник, 19 марта 2024
  • BRENT $ 86.61 / ₽ 7966
  • RTS1126.80
23 мая 2018, 18:49 Компании
Спецпроект: ПМЭФ-2018

Оливер Хьюз: «Пока мы не обслуживаем все население России, но со временем это произойдет»

Лента новостей

Председатель правления Тинькофф Банка Оливер Хьюз в интервью главному редактору Business FM Илье Копелевичу на полях Петербургского международного экономического форума рассказал о том, за счет чего организация преодолевала кризисы, в каком направлении будет развиваться финансовый сектор и почему российские IT-специалисты лучшие в мире

Оливер Хьюз, председатель правления Тинькофф Банка
Оливер Хьюз, председатель правления Тинькофф Банка Фото: Тинькофф Банк
В этом году Тинькофф Банк — генеральный партнер Петербургского международного экономического форума. Среди других генеральных партнеров мы видим весь иконостас наших крупных государственных компаний, и среди них нет или почти нет чисто частного бизнеса, такого, как ваш. Что вас привело на форум в этом статусе?
Оливер Хьюз: Нам очень нравится ПМЭФ, мы здесь бываем каждый год и видим огромную ценность в том, что встречаются представители разных сфер: правительство, региональная власть, бизнес, международный бизнес и международные инвесторы. Это платформа, на которой можно обсуждать самые разные темы. Кроме того, мы все-таки меняемся и меняемся достаточно быстро. Некоторые нас помнят 10 — 11 лет назад, когда у Олега Тинькова была идея сделать банк без отделений и с упором на кредитные карточки. Теперь мы финансовая группа и уже залезаем в другие области: путешествия, страховой бизнес, мобайл, развлечения, мобильные приложения и так далее. Естественно, мы хотим рассказать и о себе, и о наших 7 млн клиентах.
Мы можем гордиться, что в России существует такой банк, который уникален не только для нашей страны, но и для мировой практики. Мы знаем, что до 2012-1013 годов у нас в России кредитные ставки были высокими, а возможность занимать для российского бизнеса на международных рынках была благоприятная. Но эта модель не могла быть вечной. Как все изменилось с того времени?
Оливер Хьюз: На самом деле есть намного больше факторов. В нашей истории первый кризис — это все-таки 2008 2009 годы, когда был глобальный финансовый кризис. И, соответственно, мы не могли фондировать бизнес за границей, это было невозможно в 2008-2009-х, и даже в 2010 годах. Соответственно, мы начали диверсифицировать нашу модель. Мы стали собирать вклады населения дистанционно, создали специальную платформу представителей, чтобы выполнить требования ЦБ и собирать заявки от клиентов онлайн. Мы также поняли, что можем преобразовывать нашу бизнес-модель и начать работать как традиционный банк, у которого основной источник — это депозиты. Поначалу соотношение было 50 на 50: долговое фондирование с рынка и вклады населения. Потом со временем это начало масштабироваться, экономика стала хорошей, мы начали увеличивать долю фондирования, которую мы получаем за счет вкладов населения, и сейчас она достигает 85%. Но в начале нашего существования фондирование было очень дорогое, соответственно депозиты сильно помогали стабилизировать нашу базу фондирования.
У Тинькофф Банка появились банкоматы, что вызвало удивление у некоторых ваших клиентов. Зачем это было сделано?
Оливер Хьюз: Мы онлайн-игрок: у нас нет точек «на земле» и, когда мы «приземлились» с банкоматами, это действительно вызвало удивление. У нас 7 млн клиентов, 3,5 млн из них имеют наши дебетовые карточки, которыми можно бесплатно пользоваться по всему миру. Но все же есть определенная логика в расширении функционала по вводу и выводу денег не только для физлиц, но и для малого бизнеса. И это также некая стратегическая защита, чтобы не иметь зависимости от партнеров.
Может быть тогда и отделения появятся?
Оливер Хьюз: Никогда.
А вы в средний и крупный бизнес смотрите как в клиентов?
Оливер Хьюз: Да. У нас уже более 300 тысяч клиентов, которые являются представителями малого бизнеса и ИП. У них свои потребности, и у нас для них есть специальные продукты и технологическая платформа для их обслуживания. Но все это прекрасно живет в «облаке». Нам не нужно никаких отделений, и мы не рассматриваем крупный бизнес.
Как за последние годы менялось обслуживание кредитных карт, особенно в кризисные периоды? В такие времена были рассуждения, что потребительское кредитование и кредитные карты являются рискованным инструментом. Такое было?
Оливер Хьюз: Конечно был некий кризис, особенно в 2014 году. Это был первый кредитный цикл, когда мы увидели, что все наши клиенты в потребительском кредитовании начали испытывать проблемы, связанны с перекредитованием или потерей доходов. Это было характерно для начала 2014 года и оставалось актуально еще пару лет. Те финансовые игроки, которые давали большие кредиты наличными достаточно рискованным сегментам населения, имели большие проблемы. Нас это миновало, потому что мы давали маленькие лимиты, хотя, конечно, Тинькофф Банк страдал от общих макроэкономических проблем.
А все эти решения и выборы — они были интуитивными?
Оливер Хьюз: Изначально Олег, который тогда жил в США, смотрел на местные бизнес-модели, ставшие для него источником вдохновения. Разумеется, все это пришлось адаптировать к российским реалиям, зато 7 лет назад мы выбрали свой путь и по-прежнему по нему идем. Благодаря этому банк уникален и ни на кого не похож. А все потому, что у нас есть мегаумные коллеги из ведущих российских вузов. У нас очень мощная аналитическая машина, которая используется для принятия правильных решений на базе наших и внешних данных. А на стыке с этим есть предпринимательский дух Олега, и эта смесь помогает нам принимать верные решения и понимать, куда идти дальше.
Как вы относитесь к тезису о том, что в будущем банк не будет отличаться от технологической компании. То есть крупные интернет-компании начнут предоставлять некие финансовые услуги, и это станет новой моделью функционала банка. На ваш взгляд, это правдоподобное будущее финансового мира завтра и какое место в нем может занять Тинькофф Банк?
Оливер Хьюз: Это не просто правдоподобное — это происходит. Этим занимаются Amazon, Alibaba, Google, Apple. Сбербанк много чего делает в онлайне. Онлайн-игроки: Яндекс, Mail, Avito также экспериментируют с этим. У этих игроков есть огромная клиентская база, огромный массив данных, первоклассные интерфейсы и набор услуг. У них есть масштаб, и это логично для них — залезть в область финансов, тем более, что банки это обычно плохо делают. Тинькофф Банк строит финансовую экосистему, которая уже включает в себя другие смежные области. Например, путешествия, страхование, инвестиции, мобайл, развлечения и много чего другого, что позволяет клиентам в одном месте, обычно через приложения, покупать кучу разных интересных услуг, не выходя из нашей экосистемы. Взамен они получают лояльность, баллы, а мы подключаем туда розницу, чтобы наши партеры в малом бизнесе предоставляли дополнительные услуги. Это наш способ конкурировать в дальнейшем, масштабировать и делать прибыльный бизнес, при этом предоставляя клиенту конкурентоспособное предложение.
Сколько стоит развивать такие направления?
Оливер Хьюз: Это зависит от того, что ты делаешь, но это, конечно, многомиллиардные инвестиции. Мы делаем это постепенно и только внутри нашей компании, то есть сами разрабатываем все IT-решения. У нас много айтишников, технологов, аналитиков, продуктовиков, которые помогают это делать. У нас конвейер запуска новых бизнес-линий. Эти продукты запускаются каждые два месяца: буквально на днях появилось онлайн-агентство для путешественников. Каждый запуск обходится в пару сотен миллионов рублей. То есть это какие-то инвестиции, но не огромные, зато их много. Потом мы их масштабируем, зарабатываем деньги, привлекаем новых клиентов, которым продаем другие услуги. Это и есть экосистема: экономика начинает сходиться.
Во сколько раз человек, который работает в IT- подразделении, зарабатывает больше, чем сотрудник в колл-центре?
Оливер Хьюз: У нас колл-центр — это зонтичный термин, потому что в него входят несколько операционных подразделений, так что умные ребята у нас работают везде. Есть некоторые различия между молодыми людьми, которые имеют первый опыт работы, и опытными разработчиками. Разница в зарплате может быть в два-три раза. Но если человек работает в колл-центре, то он вполне может расти.
А какая начальная зарплата IT-специалиста?
Оливер Хьюз: От 120 тысяч рублей: все зависит от уровня опыта. Они очень быстро поднимаются, потому что сейчас мы IT-компания: 70% наших сотрудников штаб-квартиры — это именно айтишники. Их уже 1,7 тысячи человек из 2,5 тысяч. Без них мы не можем двигаться дальше, мы не можем разрабатывать наши приложения, чат и все остальное. Соответственно, чтобы их привлекать, мотивировать и удерживать, мы должны платить хорошие зарплаты.
А в принципе подобных кадров в России достаточно, какова их квалификация?
Оливер Хьюз: Это лучшие кадры в мире в плане IT-разработки, технологов и аналитиков. Это заслуга российской системы образования: здесь лучшие математические институты. Их никогда не будет хватать, потому что мы конкурируем не только с другими онлайн-компаниями в России, но и с долларом, с Силиконовой долиной и зарубежными работодателями. Но они есть, мы их привлекаем не только через оплату: на мой взгляд, это вообще на третьем-четвертом месте. Главное, что у нас прекрасная корпоративная культура. Люди должны экспериментировать, рисковать, ошибаться, у нас очень интересные задачи и их много. Но самое главное — это интересная команда и динамика внутри компании, благодаря чему люди приходят с блеском в глазах, ведь мы искренне любим то, что делаем.
Давайте теперь вернемся к клиентам. Как вы думаете, учитывая, что не все родились в эпоху планшета, вы уже выбрали с российского рынка всех, кто способен пользоваться этими сервисами?
Оливер Хьюз: Прямо сейчас у нас 7 млн клиентов. Мы привлекаем 400 тысяч новых клиентов каждый месяц. Естественно мы не выбрали весь потенциал. Небольшой секрет: средний возраст нашего клиента в базе: от 30 до 45 лет, то есть это не молодежь. Да, мы стали банком первого выбора для молодых профессионалов, но и более старшее поколение — они с нами. У нас даже пенсионеры есть, то есть вся гамма. Пока мы не обслуживаем все население России, но со временем это произойдет.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию