16+
Суббота, 5 октября 2024
  • BRENT $ 78.14 / ₽ 7413
  • RTS931.29
29 мая 2018, 13:01 Финансы

Стремительный рост почти на рубль: что происходит с бензином?

Лента новостей

Стоимость топлива резко выросла за неделю, а в целом цена движется вверх на протяжении двух месяцев. В Москве 92-й стоит уже свыше 42 рублей, 95-й — 45,5

Фото: depositphotos.com

Обновлено 21:32

Бензин в России за неделю подорожал почти на рубль. Стремительный рост стоимости автомобильного топлива продолжается уже почти два месяца подряд.

Как сообщили в информационно-аналитическом центре «Кортес», стоимость 92-го бензина с 21 мая на российских АЗС увеличилась на 76 копеек и превысила 40,5 рубля. Литр АИ-95 подорожал на 79 копеек, до 43 рублей 60 копеек. Примерно столько же стоит и дизельное топливо.

Московские бензоколонки взвинтили цены еще больше. В столице 92-й бензин стоит уже свыше 42 рублей, 95-й — 45,5, а дизельное топливо — почти 44 рубля за литр.

О том, как справиться с этой проблемой, власти знают. Сделают ли все возможное — пока вопрос, считает ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников РФ Рустам Танкаев:

Рустам ТанкаевРустам Танкаев гендиректор компании «Инфотэк-терминал», ведущий эксперт Союза нефтегазопромышленников России «В настоящий момент очень сильно подскочил экспорт бензина частными компаниями, поскольку цены внешнего рынка намного выше. Например, экспорт бензина компании «ЛУКОЙЛ» по сравнению с I кварталом прошлого года вырос почти в три раза. Вырос значительно экспорт «Сургутнефтегаза». Положение спасают только государственные компании — «Роснефть» и «Газпром нефть». Преимущественно, конечно, «Роснефть», которая производит большую часть государственного бензина России — 35% от общего производства, и, соответственно, «Газпром нефть», которая, как вы знаете, владеет Московским НПЗ. Вся эта ситуация абсолютно рукотворная и находится в рамках ответственности нашего правительства. Я надеюсь, что они сумеют с этим справиться. Сейчас, по всей видимости, нужно сделать следующее. Во-первых, снизить налоговую нагрузку. Обещали — может быть, снизят. Во-вторых, конечно же, надо укрепить курс рубля по отношению к евро. И, в-третьих, нужно повысить таможенные пошлины, чтобы оградить внутренний рынок».

Основной причиной аналитики называют то, что компаниям выгоднее экспортировать топливо, чем продавать его на внутреннем рынке. Вот что говорит гендиректор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» Михаил Турукалов:

Михаил Турукалов генеральный директор независимого агентства «Аналитика товарных рынков» «Ускорение роста цен на заправках происходит потому, что у участников рынка дешевые запасы нефтепродуктов, которые закупались несколько месяцев назад, уже израсходованы, и, соответственно, они вынуждены сейчас закупать товар на бирже. Ну, в реализации биржевого объема это прямые убытки АЗС и по бензину, и по дизельному топливу. И с мелким оптом ситуация точно такая же. Если покупаешь товар мелким оптом, его цена будет очень близка к розничной цене на заправках, по сути, в любом из регионов европейской части России. Вот это все ведет к ускорению роста цен на заправках. Ну а если говорить про ситуацию на оптовом рынке, здесь несколько факторов. Это то, что у нас в последние годы было несколько внеплановых повышений ставок акциза — раз. Второе: у нас в последнее время существенно выросли цены на нефть и нефтепродукты. И третий момент то, что рост мировых цен на нефть не сопровождался укреплением российского рубля. Вот, соответственно, в комплексе это дало очень высокую эффективность экспорта нефтепродуктов из России. Соответственно, вслед за ростом выгоды от экспорта у нас на внутреннем рынке формируется нехватка товара и резко растут оптовые цены на нефтепродукты».

Ситуацию прокомментировал президент Независимого топливного союза Павел Баженов:

— В плане возможностей производственных мощностей рынок внутренний не дефицитен. По дизелю он давно уже профицитен, а по бензину — сбалансирован. Но, учитывая возросшую экспортную альтернативу, это, безусловно, ведет к снижению объемов отгрузок на внутренний рынок, что провоцирует изменения. Цены растут, тормозятся отгрузки, потому что отгрузки тормозятся по старым ценам. То есть планируется повышение цены, соответственно, нефтяные компании перестают отгружать объемы, не потому, что их нет, а потому, что цена должна вырасти, а этот объем будет уже продаваться по более высокой цене. У нас цена на нефть чуть-чуть вниз ушла, а при этом рубль сразу пропорционально подешевел. И опять же у нас снижаем акцизы на 2-3 тысячи, при этом Минфин параллельно анонсирует повышение НДС на 2%. О чем это говорит? Два рубля минус — рубль плюс.

— Какие могут быть пути выхода?

— Первое — радикальное снижение акциза. Я бы сказал о его упразднении, потому что акциз — это налог на яд: на сигареты, на алкоголь. Но облагать акцизом кровь экономики, то, что сидит в цене любого товара, это вряд ли можно назвать шагом в сторону укрепления государства. Второе: необходимо сбалансировать внешний и внутренний рынок. Баланс достигается за счет снижения налоговой нагрузки внутри страны и, возможно, за счет какого-то введения ограничительных мер на внешние отгрузки. Далее: сегодня у нас вполне стандартная такая ситуация, когда цена на нефтебазе может быть выше, чем цена в рознице. Это ненормально. И, конечно, очень важным моментом является расширение объемов предложения на бирже.

Ранее некоммерческое партнерство «Совет по товарным рынкам», которое объединяет трейдеров по продаже нефтепродуктов, обратилось к Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать внутренний рынок топлива и независимых участников рынка его продаж на АЗС. Премьера, в частности, просили снизить акцизы на 2-3 рубля за литр.

На прошлой неделе Минфину, Минэнерго и ФАС было поручено проработать снижение акцизов на бензин и дизельное топливо до 28 мая. Мера должна начать работать уже с 1 июля.

Также было принято решение отказаться от планового июльского повышения акцизов. Ожидается, что подобные действия помогут стабилизировать цены на розничном рынке, но не снизят их. Рассуждает старший аналитик по нефтегазовому сектору Райффайзенбанка Андрей Полищук:

— Конечно, сейчас обсуждается возможность стабилизации цен за счет снижения акцизов, что позволит, по моему мнению, конечно, не сократить цены на АЗС, а лишь снизить темпы роста. Так или иначе, цены продолжат расти из-за того, что на данном этапе у нас такая рыночная конъюнктура, которая одновременно совмещает высокие цены и относительно слабый курс рубля.

— Сейчас нефть подешевела. Охладит ли это рынок?

— На данном этапе снижение цен на нефть не столь значительно. Надо учитывать, что цены на АЗС перекладываются довольно медленно, еще не был переложен предыдущий рост, поэтому говорить о том, что какое-то недавнее снижение на пять долларов может стабилизировать цены на российском рынке, я бы не стал.

Для сдерживания цен нефтекомпании нужно «вернуть» на внутренний рынок, считает глава Российского топливного союза Евгений Аркуша. В интервью РИА Новости он предложил повысить экспортные пошлины, снизить акциз, а рубль привязать к нефтяным ценам. При этом эксперт признал, что такие меры будет сложно реализовать, поэтому самым вероятным решением проблемы должно стать жесткое административное давление на нефтяные компании.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию