16+
Суббота, 20 апреля 2024
  • BRENT $ 87.39 / ₽ 8166
  • RTS1173.68
3 июля 2018, 07:01 Общество

Вузы России протестуют против морока бюрократии. Комментарий Георгия Бовта

Лента новостей

Под выдуманные и взятые с потолка «компетенции» подгоняется живой учебный процесс, а лучшие профессионалы бегут из высшей школы, чтобы не заморачиваться с тоннами бумаг и не сойти с ума. Кто победит в битве бюрократии и здравого смысла?

Георгий Бовт.
Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев/ТАСС

Руководители 50 крупнейших российских университетов обратились к президенту России Владимиру Путину с предложением упразднить действующую систему госаккредитации вузов как устаревшую. Об этом написала газета «Коммерсант». Ранее профессиональное сообщество уже критиковало Рособрнадзор за принятые по итогам проверок решения о Европейском университете и Московской высшей школе социальных и экономических наук («Шанинке»), которых лишили госаккредитации.

Представители высшей школы предлагают, в частности, перейти к проверкам качества обучения совместно с работодателями, а результаты публиковать в открытом доступе. Насколько это реализуемо? Об этом рассуждает Георгий Бовт.

Станет ли лишение так называемой «Шанинки» аккредитации последней «соломинкой», которая сломает хребет верблюду, носящему нехарактерное для вьючных животных имя Рособрнадзор? При том, что представители образовательного сообщества прямо говорят, что лишение госаккредитации произошло по «бумажным» основаниям.

Тогда как «Шанинка» входила в число лучших учебных заведений и считается одним из лучших вузов, где преподают, например, социологию. Руководство Рособрнадзора теперь оправдывается: мол, действующая система государственной регламентации позволила расчистить рынок от заведомо недобросовестных вузов. Но это ведь не значит, что именно такой метод расчистки был наилучшим и остается таковым, когда этих недобросовестных уже с нами нет.

Поговорите с любым учителем школы, доцентом вуза или профессором университета. Они, не сговариваясь, скажут, что по-прежнему завалены бумажной отчетностью, которая что на профессиональный взгляд, что на обывательский предстает чистым, незамутненным маразмом или, если угодно, бюрократическим кафкианством.

Когда под выдуманные и взятые с неизвестно какого потолка бюрократических грез так называемые «компетенции» подгоняется живой учебный процесс. Когда губится творческое общение со студентами. Когда лучшие профессионалы в своей области бегут из высшей школы, чтобы только не заморачиваться с тоннами бумаг и не сойти с ума. Когда говорят про тонны, то это даже не преувеличение.

Недавно довелось общаться с одним из руководителей провинциального вуза, которая давеча отвезла в Москву, кажется, 150 килограммов отчетности. Жаль, не на телеге. Так было бы в духе времени. Чтобы лошадь, в нее запряженная, стояла бы под окнами чиновников от образования, пока они все это читают, кушала бы овес и бесконечно бы им под окнами гадила.

Во всем мире, особенно в тех странах, которые давно обогнали нас по уровню развития образования и науки, известны совсем иные критерии оценки работы университетов, на которые никогда не падал мутный взгляд обрнадзоров, и именно поэтому эти университеты — в топах мировых рейтингов.

Либо выпускников берут на работу, либо нет. Есть процент трудоустройства, есть уровень зарплат выпускников. Есть число преподавателей из числа известных ученых. По всем этим критериям наш образовательный рынок мог бы расчиститься гораздо лучше, чем это сделано на основании тех же бумажных придирок.

Но чиновники от образования продолжают цепляться за свои так называемые компетенции, чтобы бесконечно проверять. И, главное, самим остаться при делах и деньгах. Они уже почти убили отечественное образование, придавив его, чтоб не продохнуть, формулярами отчетности. И продолжают сладострастно добивать, причитая, что только они, мол, знают как лучше. Кто?! Вы?! Кто сам этого кафкианства на себе не испытывает, не преподавая ни в школе, ни в университете?

Министр образования Ольга Васильева, помнится, приходя на должность, от которой теперь отрезали науку и высшее образование, обещала разобраться с засильем отчетности. Где результаты? Где восторженные возгласы освобожденных из бумажного рабства учителей, получивших время для профессионального роста? Нет их, только стон раздается над замордованным школьным пространством.

Эдакой мертвечиной скоро из средней и высшей школ изгонят всех, кто склонен к творчеству и не склонен к тупому заполнению мудреных формуляров ради самоудовлетворения вышестоящего начальства. Выступление ведущих 50 университетов страны можно лишь приветствовать. Наконец-то явлена хоть какая-то солидарность преподавательского сообщества перед лицом наступающей мертвечины.

Следующим шагом должно стать требование, которое уже было воплощено в жизнь в нашей стране — еще в ХIХ веке. Даешь автономию университетам! Даешь автономию от бюрократических проверок всем, кто не получает госфинансирования. Те, кто не оплачивает музыку, не должны указывать, как играть. И мы быстро увидим, чьи выпускники на рынке более востребованы. Начать с них. И этот первый луч света в темном царстве забюрократизированной школы покажет свет в конце тоннеля, который выведет страну в будущее. Иначе — морок, тлен и вековая отсталость.

Рекомендуем:

Фотоистории

Рекомендуем:

Фотоистории
BFM.ru на вашем мобильном
Посмотреть инструкцию